Садагет Габибулаева
Консультация с родителями «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
▼ Скачать +Заказ
Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения. Патриотизм – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы не менялось общество, Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа». Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине её содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребёнка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребёнок познаёт сердцем родной народ.
Значение нравственно-патриотического воспитания
1. Что такое нравственно-патриотическое воспитание?
Это процесс формирования у детей чувства любви к родине, уважения к её культуре и традициям, понимания важности moral values (нравственных ценностей). Важно, чтобы дети с раннего возраста осознавали свою связь с историей страны, её культурой, народом.
2. Зачем это нужно?
Формирование устойчивых нравственных основ у детей, развитие чувства ответственности перед обществом, пропаганда активной гражданской позиции. Патриотизм помогает детям понимать свои корни и гордиться ими.
Роль художественной литературы в воспитании
1. Влияние литературы на детское сознание
Чтение художественной литературы развивает воображение, критическое мышление, эмоциональный интеллект. Через персонажей, сюжеты и ситуации дети знакомятся с нравственными дилеммами, учатся сопереживать.
2. Примеры литературы для дошкольников
Классические народные сказки, произведения русских писателей (например, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский). Рассказы о космонавтах, о героях войны и труда. Эти произведения рассказывают о доброте, дружбе, преданности, патриотизме.
Как прививать нравственно-патриотические ценности через литературу
1. Совместное чтение
Читайте детям произведения, которые подчеркивают важность патриотизма. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы. Например, «Что чувствует герой? Как ты думаешь, почему он поступил именно так?»
2. Скороходы и фольклор
Используйте народные сказки и предания. Они передают мудрость и опыт предыдущих поколений, показывают, как люди справлялись с трудностями.
3. Создание активной среды
Создавайте ситуации, в которых дети могут проявлять патриотизм: экскурсии, праздники (День Победы, День России). Чтение стихов о родине, участие в праздниках торговли или создания книжного уголка.
4. Арт-проекты
Попросите детей создать иллюстрации к прочитанным рассказам, написать свои малые произведения о родине. Это поможет закрепить изученное.
Рекомендации для родителей
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — это сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство любви к семье, Родине.
К сожалению, многие родители не совсем правильно представляют процесс патриотического воспитания детей, особенно родители детей раннего возраста. Они думают, что о патриотическом воспитании малышей не стоит даже и говорить, в раннем возрасте это неактуально, так как дети еще ничего не понимают. Но это не так.
Можно вести работу по патриотическому воспитанию через знакомство с фольклором. Фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания детей раннего возраста, поскольку прививает любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки; знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Рассматриваются все виды фольклора: песенки, потешки, пестушки, дразнилки, прибаутки и, конечно же, сказки. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке.
Так сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Сказка «Колобок» предостерегает детей: не убегай от родителей, пока не повзрослел, не разговаривай с незнакомцами, не будь слишком самоуверенным, но и не пугайся в сложной ситуации, а придумай способ, как справится с трудностями.
Заключение
Нравственно-патриотическое воспитание — это важный аспект развития наших детей, который играет ключевую роль в формировании их личности и гражданской позиции. Художественная литература становится для нас ценным инструментом, способствующим этому процессу. Ваша активная позиция и участие в воспитании помогут нашим детям стать не только патриотами своей страны, но и добрыми, отзывчивыми людьми.