Евгения Федореева
Консультация с практическим включением «Использование технологии Синквейн в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я рада вас видеть на консультации, как используется технология Синквейн в развитии речи детей дошкольного возраста.
Хотелось бы начать консультацию со слов выдающегося советского педагога – новатора, писателя Василия Александровича Сухомлинского.
«То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным».
Публикация «Консультация с практическим включением „Использование технологии Синквейн в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением речи и скудным словарным запасом. Дети испытывают трудности в разговорной, устной и связной речи. Для них характерные ошибки словообразовании, словоизменении, ошибки употребления предложной конструкции. В основном дети ограничиваются в речи простыми односложными фразами, простыми предложениями. Дети с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией, обобщением, что замедляет процесс речевого развития. В связи с этим необходимо использовать в своей деятельности инновационные технологии, методы, формы, приёмы работы, чтоб способствовало развитию речи детей. В своей педагогической деятельности я использую интересную технологию «Синквейн».
Что же такое Синквейн? Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Это характеристика чего либо или кого либо в краткой форме. В чем же заключается педагогическая ценность технологии синквейн?
Синквейн :
во первых: открывает новые мини творческие виртуальные возможности детей,
во вторых: способствует обогащению реструктуризации словаря,
в третьих: является диагностическим инструментом,
в четвертых: носит характер комплексного воздействия.
Используется Синквейн для закрепления изученной темы и конечно и в итоге является игровым приёмом. Основные этапы работы дошкольников с техникой синквейн – это.
Первый этап: подготовительный, где происходит создание речевой базы, уточнение, расширение, совершенствование словаря, знакомство со словами понятиями: слово- предмет, слово- признак, слово –действия, слово- ассоциация и происходит знакомство с символами этих слов.
Второй этап: основной, заключается в знакомстве с алгоритмом составления синквейна и формирование первоначального умения составлять синквейн.
Третий этап: практический, где происходит формирования умения и совершенствование навыка составления синквейна на разные темы : о природе, о картине и литературном герое, о семье, о настроении и многое другое.
Чтобы составить синквейн нужно в первую очередь познакомить детей с правилами составления синквейна.
Первая строка синквейна (верхушка ели)- это слова названия, в основном это имена существительные (Кто? или. Что).
Вторая строка- это два слова признаки, отвечающие на вопрос (Какой? Какая).
Третья строка- это слова действия предмета, отвечающие на вопросы (Что делает? И это слова глаголы).
Четвертая строка- это предложение, состоящее из несколько слов.
Пятая строка- это слово название- ассоциация.
Уважаемые коллеги: давайте составим синквей- слова арбуз.
Задаем вопрос.
Что? Арбуз
Какой? Сладкий, круглый
Что делает? Растет
Предложение. Сладкий арбуз растет в огороде.
Ягода. Ассоциация- лето.
Кто? Котенок
Какой? Пушистый, шустрый
Что делает? Прыгает, лакает.
Предложение. Пушистый котенок лакает из миски молоко.
Домашнее животное. Любимец.
Синквейн можно составлять не только по словам предметов, но и по картинам, по прочитанным рассказам и сказкам, по отгадыванию загадок. В технологии Синквейн можно составлять рассказы, используя слова синквейна, а также проанализировать не полный синквейн для определения отсутствующей его части.
Мы преступаем к практической части. Пройдите к столам.
Первое задание: У вас на столах лежат предметные картинки: апельсин, кукла, машина, мяч, самолет, дерево, карандаш, книга. Составьте синквейн.
Второе задание. Нужно составить рассказ, используя слова из синквейна.
Кто? Белка. Белка пушистая, рыжая. Что делает белка? Прыгает, лазает. Рыжая белка живет в дупле. Белка дикое животное. Составляем рассказ.
Кто? Заяц. Белый, маленький. Что делает? Прыгает, убегает. Маленький заяц убегает от волка. Дикое животное. Составляем рассказ.
Что? Поезд. Большой, длинный. Что делает? Мчится, едит, стучит. Длинный поезд мчится по рельсам. Транспорт.
Что? Роза. Красивая, колючая. Что делает? Растет, пахнет, цветет. Красивая роза цветет на клумбе. Растение. Лето.
Мы убедились в том, что используя Синквейн, можно составить небольшой рассказ.
Третье задание. Нам нужно проанализировать не полный синквейн для определения отсутствующей его части.
- Растет, стоит, белоствольная, красивая, русская. Я любуюсь стройной …. Ассоциация: дерево. (Береза).
- Бьется, искрится, яркая, опасная, красивая. Я боюсь…. Ассоциация: явление природы. (Молния, гроза).
- Падает, холодный, скрипучий, белый. Всю землю застелил белый… Ассоциация: явление природы. (Снег).
- Сыпучий, сладкий, тает, скрипит. Девочка положила в чай ложку сладкого …. Ассоциация: продукт питания. (Сахар).
Четвертое задание.
Мы можем составить синквейн по прослушанному рассказу или сказке. Сказка «Заюшкина избушка». Нужно охарактеризовать героев этой сказки. (Лиса, петух, медведь, собака). Составить синквейны об этих персонажей.
Пятое задание.
Составьте синквейн на любую тему, используя алгоритм составления синквейна.
Синквейн служит для развития речи, памяти, мышления, воображения. А так же Синквейн можно использовать для рефлексии. Давайте составим синквейн о сегодняшней консультации. Первое слово будет Что? (Консультация). Ваше отношение к консультации. Ассоциация.
Подведё м итог: Синквейн- это средство творческого самовыражения, это игровой способ самообогащения речи, увлекательное занятие. И благодаря этой технологии каждый дошкольник сможет почувствовать себя гением, творцом. Скажите, пожалуйста, где бы вы могли применить эту технологию в своей деятельности? (В занятии, на рефлексии, в индивидуальной работе с детьми и для закрепления лексических тем).
Спасибо за внимание, творческих вам успехов.