Ольга Чупракова
Консультация «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Публикация «Консультация „Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников велика и многогранна. Воспитателю не только важно любить и понимать музыку, выразительно петь и ритмично двигаться, но и уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей. Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности, и быть её активным проводником в жизнь детей. Хорошо, когда дети в совместной с воспитателем деятельности водят хороводы, поют песни, играют на различных детских музыкальных инструментах, играют в знакомые музыкально –дидактические игры.
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств, ведь музыка развивает не только музыкальные способности детей, но и формирует духовную культуру, коммуникативные навыки, способствует социализации ребёнка.
Также воспитатель должен уметь ненавязчиво организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей в группе. В самостоятельной деятельности ребёнок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что воспитатель не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер взаимодействия с ребёнком. Он становится более косвенным:
- во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные
впечатления ребёнка, полученные им в детском саду;
- во-вторых, организует условия, способствующие развёртыванию деятельности детей по их инициативе;
- в третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье. На основе этого воспитатель организует каждого ребёнка, стараясь заинтересовать музыкальной деятельностью.
Виды самостоятельной музыкальной деятельности детей :
Музыкальная игра – один из наиболее ярких видов детской самостоятельной деятельности, т. к. имеет большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные
на опыте, приобретённом детьми на музыкальных занятиях. Музыкальные игры в старшем возрасте могут иметь сложную, развё рнутую форму: объединяются несколько видов деятельности. Значительными для музыкального развития детей являются игры, в которых отмечаются творческие проявления.
Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают простые пляски.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-
дидактические игры, которые развивают у детей способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука : «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Игра на детских музыкальных инструментах – дети очень любят играть на различных детских музыкальных инструментах : металлофонах, треугольниках, бубнах, барабанах, гармошках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные на музыкальных занятиях или где-то услышанныеими, могут также сочинять и свои. Старшие дошкольники
часто устраивают инсценировки с музыкальными инструментами, которые дети используют для характеристики какого -либо персонажа игры. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр».
Часто детей увлекает процесс освоения нового музыкального инструмента. В таких случаях дети обучают друг друга. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях : танец – игра «Медведь», "Шел козел по лесу", упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе и т. д.)
Самостоятельная музыкальная деятельность детей требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свою «музыкальную зону», которая располагается в самом доступном для них месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, игрушки – забавы, и различных атрибутов, способствующих творческому самовыражению детей. В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами, есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании. Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог один раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном центре», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом. Основная линия поведения
воспитателя в организации самостоятельной музыкальной
деятельности детей – это его соучастие в ней. Воспитатель незаметно для детей побуждает их проявлять активность в различных видах музицирования,
создавая благоприятные условия для творческой инициативы детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Литература
1. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1967. – 192 с.
2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. – М. : Просвещение, 1984. –С. 3.
3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – Изд-во: М. : Просвещение, 1989.
4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении. – М., 2000.