Татьяна Гаврилова
Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Публикация «Консультация „Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе. И хоть многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют важную роль в становлении личности патриота. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, площадей, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но, следует отметить, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются вопросы, тревоги, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, теплоты, ласки при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Рекомендации для родителей.
- Побеседуйте с ребенком о вашей семье. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». Необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.
- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, родным городом, его достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Что нового появилось на нашей улице?», «Кто больше заметит интересного?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей, преобразование облика города, района. А дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.
- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.
- Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, послушать, как они вспоминают дни войны. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.
- Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление таких поделок воспитывает терпение, развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа патриотического и эстетического воспитания.
- Расскажите ребенку о своей работе: какую пользу стране, людям приносит ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения контактировать с другими людьми и др. ; что было бы, если бы вы работали плохо.
- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность. Читайте малышам книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.