Инна Абазова
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты.
При этом зачастую у родителей возникает вопрос : «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей.
62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности смешивание красок, конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.
52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавателный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду» : «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на предложение и советы и проделывают дома различные эксперименты.
Итак, какие же советы:
- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п.
- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали исследовательскую деятельность дома.
В этом месяце дети и родители получили конкретные задания «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований. На примере Каролина разобралась, как из муки получить тесто и как делаются пельмени и т. д.
Рассматривая решение вопросов по исследовательской деятельности дома, хочется отметить, что многие родители провели работу по исследованию воды. Большую активность проявила семья Миланы они провели исследования воды в жидком и в твердом состоянии. Милана и Ася провели исследования какие предметы тонут в воде, какие не тонут. Основательно описала исследовательскую деятельность семья Дамира они проводили опыт с сахаром и фасолью. И Лана провела такой же опыт с гречкой и сахаром (сахар в воде растворяется, а гречка набухает). Делала свои умозаключения, выводы и Тамир, он тоже старался, у него опыт с сахором и солью. Он узнал, что сахар в воде растворяется быстрее чем соль, даже при высокой температуре. Также хорошо провели свою работу Дарина и Алихан, они экспериментировали как быстрее набрать воду в тазик, с помощью стакана или губки. Камила сделала вывод, что непромокаемая ткань используется для шитья зонтиков.
После такой работы стала обсуждать с детьми вопросы
Это интересно:
(Вопросы и ситуации для обсуждения с детьми)
* Что происходит с водой на морозе?
* Что происходит с водой при кипении?
* Что происходит с сахаром и солью при добавлении в воду?
* Какие предметы тонут в воде а какие плавают?
* Можно ли унести воду в решете?
*Чем быстрее набрать воду в тазик стаканом или губкой?
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.
Вывод:
Моя практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:
- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Ожидаемый результат:
* повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать
и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
Планирую:
Разработать исследовательские проекты «Воздух-невидимка», «Почва, глина, песок»;