Екатерина Борисовна Шнейдер
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка»
▼ Скачать
«Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка»
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки. Которые питают источник творческой мысли». «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Поэтому развитию мелкой моторики рук и координации необходимо уделять особое внимание.
Публикация «Консультация „Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками.
С самого рождения пальчиковая гимнастика важна для ребенка. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, необходимо разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать тесный контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиковые упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи в целом.
Звукопроизношение тесно связано с развитием двигательных навыков. Пальчиковая гимнастика используется абсолютно на всех видах деятельности в детском саду. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превратить скучные виды деятельности в увлекательные.
Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
4. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия.
7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Таким образом, пальчиковая гимнастика играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
А теперь, я познакомлю Вас с пальчиковыми играми, которые Вы сможете найти в книге Т. А. Ткаченко "Логопедические упражнения".
В книге изложена оригинальная, проверенная многолетней практикой система логопедических упражнений, рассчитанных на детей с нарушением звукопроизношения, которая поможет родителям активизировать природные механизмы речи ребенка и тем самым свести к минимуму вмешательство логопеда.