Евгения Некипелова
Консультация родителям «Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Некипелова Евгения Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Д/С №32 «Снегирек», г. Норильск, Красноярский край
«Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников»
Перед современным обществом как никогда остро стоит проблема заинтересованности в обучении подрастающего поколения. Работу в данном направлении необходимо вести с первой ступени системы образования – дошкольного. Сегодня обращаем Ваше внимание на звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Публикация «Консультация родителям „Звуковой анализ слов в подготовке к обучению грамоте дошкольников“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Именно дошкольный возраст является периодом формирования звуковой стороны речи. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения. Ведущую роль в подготовке к обучению грамоте играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. И перед нами стоит задача, чтобы интересно и эффективно прошло обучение, играючи воспринялся нужный материал необходимо постоянно искать разнообразные приемы и игры.
Так было придумано пособие «Веселый алфавит» помогающее в интересной форме освоить звуковой анализ слова.
При осуществлении задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как отдельные части в дальнейшем образующие целое, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Одним из способов выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационной выразительностью. На первом этапе необходимо научить выделять звуки в слове интонацией. Когда дети освоят этот способ, их необходимо научить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.
Напомним, что звуковой анализ слов в обучении понимается как :
• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д. Б. Эльконин).
Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой). Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».
Нам необходимо донести всю информацию в полном объёме. И пособие «Веселый алфавит» помогает воспринимать учебный материал в необычной форме. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Это объединилось в «Веселом алфавите».
Чтобы ребенок осознал и запомнил букву и обозначающие её звуки, их характеристики, «Веселый алфавит» сделан:
- в цветовом оформлении (красные буквы – гласные, согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые,
- в тактильном (буквы наполнители твердыми сыпучими крупами - обозначающие твердые звуки, буква с наполнителем вата, синтепон, перо - мягкие звуки,
- звонкие звуки обозначены колокольчиком (буква с колокольчиком).
Таким образом, звуковой анализ представляется в доступной и запоминающейся форме, понимая смысл сказанного и закрепив – цветовым оформлением, ощущениями, звуковым сопровождением.
Задачи данного пособия – игры:
- учить и закреплять знания детей в умении проводить звуковой анализ слов;
- развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие;
- оказать практическую помощь родителям в организации игровых занятий в домашних условиях по звуковому анализу.
Используя пособие в образовательной деятельности на протяжении всего периода обучения (выполняя различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ, наблюдалось улучшение понимания понятий звука и буквы детьми, понятий гласные, согласные, твердые мягкие, звонкие глухие. В ходе работы, таким образом, расширяются и раскрываются потенциальные возможности каждого из участников образовательного процесса.
Список использованной литературы
1. Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. // Подготовка в детском саду к школе. / Под ред. А. П. Усовой. : – М., 1955.
2. Обучение дошкольников грамоте. / Под ред. Н. В. Дуровой. : – М., 1994
3. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. :/Д. Б. Эльконин– М. : Знание, 1976.