Наталья Кабитова
Консультация родителям «Речевое развитие у детей 3–4 года»
Консультация родителям на тему «Речевое развитие у детей 3-4 года». Кабитова Наталья Алексеевна
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становиться маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Публикация «Консультация родителям „Речевое развитие у детей 3–4 года“» размещена в разделах
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значемее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
В исследованиях Г. И. Щукиной, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониной, А. Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В. С. Мерлин, так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский и тд).
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда в процессе игровой деятельности решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические - и на их основе осуществляется развитие связной речи.
Возраст 3-4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.
Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:
- сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
- наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи;
- проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи.
Для совместной деятельности ребенка и взрослого направленной на речевое развитие, выделены три задачи, которые расширяются комплексно.
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых рабочий звук находится в ударном слоге. Они учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывается умение интонационно выделять звук. Способы произношения звуков демонстируются ребенку взрослым, что подготавливает ребенка к интонационному выделению согласных звуков, управлению своей артикуляцией.
Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки. Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат. Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируются не сразу; чем меньше возраст ребенка, тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает ребенок. Материал должен быть направлен на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, разучивание стихотворений – слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках – зрительное внимание.
Игра «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуя развитию фонетического слуха, произношению заданного звука в словах.
Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.
Заучивание стихотворения предлагается с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить его содержание.
Игра «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Использование загадок помогает активно развивать внимание, наглядно-образную память, формировать воображение, создавать на основе словесного описания образ предмета.
Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует обогащению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, его словаря.
Игровые упражнения, физкультминутки активно развиваю общую моторику, двигательную функцию рук, зрительно-моторную координацию. Кроме того, эти упражнения содействуют развитию памяти, четкости произношения, плавности и выразительности речи – в игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.
Игровые упражнения «Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини» способствуют развитию движений пальцев рук, что очень важно для последующего овладения навыками письма.
В развитие речи ребенка ведущую роль занимают взрослые. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.