Людмила Давыдова
Ритмичный ребенок — успешный дошколенок
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Кончаловская сказала такие слова «Слушай, слушай, различай. Звук короткий и протяжный. Чувства ритма развивай – это очень, очень важно».
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Публикация «Ритмичный ребенок — успешный дошколенок» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагогов. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Но, на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание основ ритмики в детском саду практически так и не сложилась. Хотя, предполагаемая система вариативности типов ритмических занятий – важный и нужный процесс в развитии детей. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные выраженные паталогии. Отдельную категорию составляют дети с нарушением речи, это в той или иной степени негативно влияет на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображается на их деятельности, поведении, формировании личностных качеств; вызывают психические расстройства и приводят к возникновению негативных качеств характера.
Почему нужно развивать именно чувство ритма?
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формированию экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Детям с речевым нарушением или недоразвитием следует вовремя оказать помощь, постараться исправить дефект к началу обучения в школе.
Что это даст?
- логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи;
- нормализует состояние мышечного тонуса;
- помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости;
- координации процессов дыхания, артикуляции;
- способствует регулированию ритма речи, темпа речи, нечеткость звукопроизношения, заикание;
- логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, формированию фонематической системы;
- развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму.
Какая может возникнуть трудность?
Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, допускают ошибки, не правильно расставляют паузы в предложениях. При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них ускользает ритм и рифма стихотворной формы.
Усвоение ритмической системы осуществляется в следующей последовательности
- воспитание темпа – развитие метрических отношений – усвоение ритмического рисунка.
Кто должен осуществлять работу над чувством ритма у детей?
Коррекционная работа по развитию чувства ритма у детей должна осуществляться в тесной взаимосвязи специалистов - музыкального работника, логопеда, инструктора по физо и воспитателя. Если в детском саду нет этих специалистов функцию по развитию ритмических движений и упражнений выполняет сам воспитатель по данным источникам. Но, как следовательно, на занятиях не достаточно времени для такой работы, поэтому, для того, чтобы развитие ритмического слуха было наиболее эффективным, больше внимание надо уделять играм и в не занятий в течении дня. Взаимодействие специалистов нужно для того, чтобы дети имеющие речевые нарушения, получили возможность развивать все структурные компоненты коррекционных и музыкальных способностей.
Источники развития чувства ритма у детей
Наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Данная программа как говорила А. И. Буренина "…является музыкально - ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности. Пособие по развитию ритма Ирины Каплуновой «Этот удивительный мир», сборники стихов, потешек, пальчиковая гимнастика.
Навыки ритмическое взаимодействие
Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев, хороводов.
Как правило, музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух - это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки, импровизации, театрализации, песен - это темп, ритм, тембр, фактура, форма и т. д. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте.
Ритмическое взаимодействие происходит через следующие виды деятельности:
Логоритмика
Физкультурные занятия
Ритмика
Музыкальные занятия
Индивидуальная работа
Массовые мероприятия.
Из данной темы вытекают следующие цели и задачи:
1. Формировать навык точно воспроизводить ритмический рисунок.
2. Развивать навыки музыкально – двигательных качеств и умений: (развитие ловкости, координации движений, развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие умения ориентироваться в пространстве; формирование правильной осанки; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений)
3. Развивать нравственно – коммуникативные качества личности.
(воспитание умения сопереживать другим людям и животным; формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Игры по развитию чувства ритма у детей
Ритмические игры и речевые упражнения, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной активностью человека, произношением слов, потешек, речевых и пальчиковых игр –что позволяет детям хорошо ориентироваться в соотнесении звуков по длительности и затем перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах. Все упражнения просты для выполнения, и направлены на согласовании речи с движением. Ребенок сопряжено со взрослым на каждый слон синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Игра «Послушай, как звучит сердце?»
Сначала дети слушают, как стучит сердце, затем говорят голосом «тук, тук, тук», а потом отхлопывают ладошками.
Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха.
Например ребенок читает хорошо знакомое стихотворение, каждый слог отхлопывая ладошками У- РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ МИ-ШКЕ- ЛА-ПУ.
Или шагает на месте, скандируя: НЕТ, - НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-В МА-ШИ-НЕ.
Или плавно дирижируя одной двумя руками: И-ДЕТ-БЫ-ЧОК-КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-Ет НА-ХО-ДУ.
Это может быть упражнение - пальчиковая гимнастика. В данном случае очень важна подача взрослым – вначале музыкальным руководителем, затем воспитателем – ритмической основы текста.
Затем предложите детям повторять за вами слова по фразам, играя в «Эхо». Помогайте им мимикой вступить вовремя после пауз. Сначала ребенок способен повторять только то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический
При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т. д.
Следующее, что можно предложить детям – рифмовки. Они построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.
Игра «Подскажи словечко» (от 4 лет)
Я сегодня утром рано
Умывался из под…. (крана)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ….(лисица)
Чтобы ноги отдохнули
Посиди ка ты на…. (стуле)
Игра «Какое слово лишнее?»
Мак, бак, рак, банан;
Сом, ком, крокодил, дом;
Лимон, вагон, кот, батон.
На занятиях часто можно применять "звучащие жесты", так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее.
Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие жесты используются, как сопровождение в речевых упражнениях и играх.
Они доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации, что помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца. В упражнениях используются обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.
Игра «На дворе»
Наши уточки с утра:
Кря – кря- -кря (Инструмент)
Кря – кря – кря (жест или движение)
Наши гуси у пруда:
Га – га – га (инструмент)
Га – га – га (жесты или движение)
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко (инструменты)
Ко – ко – ко (жесты или движения)
Упражнение «У маленькой Мэри».
упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
Прохлопай руками 7 раз
В одном она скачет,
И жалобно плачет,-
Нельзя без другого никак!
Протопайте ногами 7 раз
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Пройдите вперед на 4 шага
Ботинок для правой ноги.
Прохлопайте руками 3 раза
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Пройдите назад на 4 шага
Да только смотри- береги!
Прохлопайте руками 3 раза
Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, необходимо использовать на занятиях синхронизацию речи и движения, имеющий яркий эмоциональный настрой:
Для младшего возраста используются «Упражнения с превращениями», где ребенок проявляет фантазию, выдумку, самостоятельность и развивает свои творческие способности, при этом ему необходимо совместить текст и движение:
«На бабушкином дворе»
Лады – лады ладушки,
дети двигаются топающим шагом.
Едем в гости к бабушке
К нашей милой бабушке,
Бабушке – Забавушке.
Вот идет петушок
Гордо поднял гребешок
идут высоко поднимая ноги, тянут вниз
носок, корпус держат прямо.
Красная бородка,
Важная походка
Далее изображают курочек, козлят, кошек, щенят, уточек, поросяток, лошадку.
«Заводные игрушки» упражнения с передвижением, детям предлагается посетить магазин игрушек и изобразить все, что они увидели:
Вот солдатики стоят
Начинается парад маршировать как солдаты
Ра, два, три, четыре, пять
Начинаем мы шагать
Игра на ударных музыкальных инструментах
Используя речевые упражнения, которые являются темброво-
звуковой и ритмической тренировкой, дети усваивают ритм слов, речи, стихов, которые далее можно перенести в игры с хлопками на ударных музыкальных инструментах, это становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента.
Вывод
Если правильно целенаправленно выстроить систему развития и укрепления ритмической системы ребенка, которая является залогом успешной учебной деятельности, то это скажется на формировании речи, окажет благоприятное влияние на физическое развитие детей, укрепление сердечно-сосудистой системы, составит основу эмоциональной отзывчивости на музыку, приведет к улучшению слухо – двигательной координации, разовьет музыкальные способности детей, раскроет эмоциональный и творческий потенциал, придаст уверенности в своих силах.