Ольга Янцен
Консультация для родителей «Ребенок и труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Известный русский путешественник Миклуха – Маклай писал о папуасах Новой Гвинеи: «Мне частенько приходилось видеть комическую сцену – как маленький папуас, лет 4-5 пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды, а потом вдруг вскакивал, бежал к матери, схватывал ей грудь и, не смотря на сопротивление, принимался сосать».
Раннее вовлечение малыша в трудовую жизнь взрослых – характерная черта архаичных культур. У современных мексиканских индейцев 4 – 5 летняя девочка обязана носить воду, собирать посуду после еды, следить за огнем в очаге. Мальчики того же возраста ухаживают за животными, работают на поле вместе с отцом.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок и труд“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
У австралийских аборигенов в 4 года мальчик получает от родителей детское копье, бумеранг, копьеметалку и охотится на мелких зверей и птиц: девочка собирает корнеплоды, убирает хижину, готовит еду. То же мы видим у народов Новой Гвинеи, Африки и Азии.
Но, основная, самая главная обязанность детей 3 – 7 лет в архаичных культурах – уход за малышами. Это и понятно: ведь тут нет ни ясель, ни детских садов, а дети в семье следуют один за другим. Выход один: организовать ясли на дому, а няней и воспитателем поставить старшего ребенка.
На островах Полинезии сразу после отлучения ребенка от груди мать передает его на попечение старшего брата или сестры. Теперь за поведение малыша целиком отвечает ребенок – няня. Отвечает в буквальном смысле: ведь если малыш провинился, наказывают не его, а «няню». Даже играя старшие дети вынуждены таскать на спине своих подопечных. Такая же картина у жителей Филиппин и других представителей архаичных культур.
Совсем по-иному обстоит дело в современных европейских культурах. Если дети и начинают работать, то значительно позже (в 9 – 10 лет, да и то это обычно бывает в сельской местности. В городах они фактически исключены из производительной деятельности взрослых. Да, что там производство! Разве дадим мы 3-летнему малышу в руки нож? А ведь потребность, желание помогать нам в работе у наших малышей ничуть не меньше, чем у австралийцев или эскимосов. Конечно, иногда и мы, уступая настойчивым просьбам ребенка, даем ему повозиться с посудой или пылесосом. Но разве это погоже на большой и серьезный труд, какой с ранних лет ложится на плечи детей в архаичных культурах?
Есть и доказательства. Достаточно сказать, что в архаичных культурах 25% всех взаимодействий ребенка с другими людьми приходится на уход за малышами, в европейских культурах малышам достается лишь 4% внимания старших братьев и сестер. Число обязанностей европейского малыша в 4 раза меньше, да и по количеству они отличаются: если в архаичных культурах дети своим трудом вносят большой вклад в экономику семьи, то труд европейского малыша не имеет серьезного значения в глазах взрослых. Скорее это приучение к порядку: «Собери свои игрушки», «Убери кровать», чем настоящий труд.
В чем же причина? Почему наши дети, несмотря на активное их желание, не могут помогать нам в наших взрослых делах? Ответ ясен: слишком много еще не знает, не умеет ребенок. Сама мысль о том, чтобы пойти малышу навстречу и разрешить поработать на станке, за рулем комбайна, в лаборатории, кажется абсурдной.
Дело в том, что труд архаичного человека неизмеримо проще, примитивнее труда современного европейского рабочего или крестьянина. Охота, рыбная ловля, обработка земли, уход за скотом – все это совершается с применением самых примитивных орудий труда.
Понятно, что 4 – 5 летние дети при некоторой тренировке вполне могут участвовать в в подобных видах труда охоты и рыбной ловле, использовать примитивные орудия. А разве может европейский малыш стоять у мартена или сесть за штурвал самолета? Делаем вывод: между уровнем знаний и умений, которого требует от человека огромное производство, и реальными возможностями малыша образовался разрыв. Он – то и мешает ребенку быть сопричастным деятельности взрослых.
Но тем не менее: в средней группе детского сада мы стараемся воспитать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Самообслуживание
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду; с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать.