Вера Кураева
Консультация «Региональный компонент в процессе патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Так как именно в ней заложена основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Но важно помнить, что патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса с раннего возраста. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в настоящее время в детскую, современную жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Современные дети мало знают о родной станице, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Это у детей деформирует чувства патриотизма, любви к Родине. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения. Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались эти социально значимые ценности, необходимо включать региональный компонент в образовательный процесс, приобщать детей к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, художников. В нашем дошкольном учреждении эта задача является одной из главных годовых задач. Мы, педагоги, пытаемся искать разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к этому вопросу, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации к этой теме с подрастающим поколением.
Публикация «Консультация „Региональный компонент в процессе патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Использование регионального компонента, как средства патриотического воспитания дошкольников включает целый комплекс задач :
• Воспитывать любовь и доброе отношение к своей семьи, детскому саду, родной станице.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц своей станицы.
• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой малой Родины и российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, с взрослыми и сверстниками. Таким образом, с воспитанниками используем разнообразные формы работы: чтение художественной литературы, викторины, беседы, рассматривание фото и иллюстраций о родном крае, просмотр видеофильмов.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учим детей выделять интересное, красивое. Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашей станице, о ее людях. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности: рисуют рисунки и организовываем их выставки. Мы с детьми побывали улице местного поселка, посетили почту, школу №15. В предверии великого праздника Победы, с детьми ходили к Вечному огню поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. В праздник приглашали ветерана, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривали фотографии, ордена и медали. Проводим беседы, рассказываем ребятам, что их родная станица славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, мощными перерабатывающими заводами. Постепенно от прогулки к прогулке у детей складывается прекрасный образ родного края и своей страны
Нами проводились такие занятия, как:
«Вот эта улица, вот этот дом»
Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
Мы, раскрывали детям неизведанное на улице, где они проживают, учили замечать, как строится станица, кто ее строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращала внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщались к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.
«Вместе дружная семья»
Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
В ходе работы с детьми формировали представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой. Рисовали родословное дерево.
«Станица, в которой я живу»
Цель: Раскрыть красоту своей станицы, в которой живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.
Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое продукция предприятий нашей станицы («Каневский мясокомбинат», Предприятие «Калория», «Газовый завод», на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.
Показывала значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знакомились с храмами. Дети, соприкасаясь с историей станицы, учились чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны.
«Наша кладовая»
Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.
Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении.
Вместе с воспитанниками изучали «кладовую» страны и определяли пути ее приумножения. Проводились беседы с ребятами о экономии водных, электро-, теплоресурсов. Дети учились бережно относиться к природным богатствам.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, с растительным и животным миром нашего края. С красотой родной природы знакомим детей в ходе образовательной деятельности, беседах. Дети научились различать породы деревьев, растений растущих в нашей местности, знают обитателей природы, посещают с родителями наш местный зоопарк, а так же знакомятся с разнообразными видами птиц и рыб, обитающих в нашей местности.
Особое место в своей работе мы отводим созданию предметно-развивающей среды в группе. В ней оформлен уголок патриотического воспитания, уголок родного края. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с нашей станицей, краем, страной: «Государственнаясимволика», «Достопримечательства Краснодарского края». Организованная таким образом работа будет способствовать воспитанию любви к своей малой Родине и стране.
Также у нас в детском саду оформлен мини-музей «Кубанская хата» с предметами быта и одежды. В хате есть-русская печь, стол, покрытый скатерью, вышитая казачками, рушники, длинная деревянная лавка, сундук, посуда, предметы быта и домашнего обихода, куклы в национальных, костюмах. Мы с ребятами часто туда приходим, и в нетрадиционной форме проводим интересные занятия «Промыслы и ремесла на Кубани», прослушиваем аудиокассеты песен «Варенички» с записями Кубанского казачьего хора, рассматриваем исторические фотоматериалы, презентации о старинных обрядах и праздниках.
Региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую. познавательную, творческую. Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению с родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Важное место в воспитании у детей патриотизма занимают народные игры. Особенность народных игр в том, что они учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У ребят формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Дети с большим удовольствием играют в народные игры. При объяснении правил игры мы рассказываем им о том, что русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Мы предлагаем детям способы выбора водящего, знакомим с понятиями: зазывалки, считалки. В группе у нас есть подборка народных считалок, которыми мы постоянно пользуемся. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. Мы с детьми играем в различные народные игры, но особенно популярными и любимыми для нас стали такие игры, как «Краски», «Гори, гори ясно», «Платочек», «Колечко», «Гуси-гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Удочка», «Ручеек», «Каравай», «Перетягивание каната». Используя в своей работе народные игры, мы закрепляем знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание детей, их характер, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство.
Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством патриотизма.
Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности, патриотизма. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.
Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы. Они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники и игровому характеру Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. В процессе овладения приёмами народной лепки и рисования (Городецкая и Хохломская роспись, Филимоновская игрушка у детей развивается рука, координация действий, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народных мастеров.
Рассматривая национально-региональный компонент по привитию детям патриотического духа в детском саду и дома, можно сказать, что он строиться на тесной связи с семьей. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. В настоящее время работа эта актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п. Наши родители были активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду. Они активно участвовали в конкурсах, проводимых в детском саду «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Открытка к 23 февраля», а также в конкурсах детских рисунков. В нашем детском саду применяем традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, такие как: анкетирование, консультации в родительских уголках, фотовыставки, папки-передвижки, родительские собрания с показом презентаций, стенгазеты, изготовление макетов, подбор познавательных статей из истории своей станицы и края, экскурсии, беседы. Под руководством музыкального руководителя и родителей, дети участвовали в районном конкурсе «Кубанская весна». Такая работа с родителями помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Наша задача заинтересовать родителей, показать важность всех этих мероприятий в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре.