Елена Машарова
Консультация «Развиваем речь на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи на музыкальных занятиях играет немаловажную роль. Все разделы развития речи имеют место в работе на музыкальных занятиях и встречаются во всех видах музыкальной деятельности (и звуковая культура речи, и словарная работа, и грамматический строй речи, и связная речь).
Публикация «Консультация „Развиваем речь на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. работа над звуковой культурой речи в большей степени проводится в пении. Здесь ставятся такие задачи как:
* воспитание у детей правильного произношения слов, ясного произношения звуков в словах,
* развитие хорошей дикции,
* воспитание правильного речевого дыхания,
* развитие выразительности детской речи.
На музыкальных занятиях мы развиваем у детей умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, различные интонационные средства выразительности (ударения, мелодику, логические паузы, ритм, тембр речи).
При пении (будь-то упражнения для развития слуха и голоса, или песни) мы развиваем у детей :
1. звуковысотный слух (учим различать звуки по высоте, изменение голоса по высоте (игра «Птички и птенчики») и по тембру (игра «Кто поёт?», «Кого встретил колобок?»)
2. слуховое внимание (учим определить на слух направление движения мелодии вверх- вниз (попевки «Куда ведёт нас лесенка?», различать средства музыкальной выразительности).
3. фонематический слух (учим различать и понимать слова в текстах песни)
4. восприятие темпа и ритма речи (развиваем способность детей правильно слышать и воспринимать ритмический рисунок слова)
Пение попевок на различных звуках, песен, игр- хороводов способствует развитию речевого слуха. Таким образом, воспитание речевого слуха на музыкальных занятиях направлено на выработку у детей умения воспринимать в музыкальной речи разнообразные тонкости её звучания :
правильность произношения звуков,
чёткость, ясность произношения слов и их окончаний,
повышение или понижение голоса,
усиление или ослабление громкости,
ритмичность, плавность,
ускорение или замедление речи,
тембральную окраску (просьба, повеление.)
Пение играет большое значение для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение даёт также возможность вырабатывать у детей протяженное произношение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произношение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песен, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи, грамматическим строем).
На музыкальных занятиях большое место занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация. Словарная работа тесно связана с познавательным развитием. Слушание музыки- дети знакомятся с композиторами, различными жанрами, учатся сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, сравнивать музыкальные произведения с произведениями литературными, знакомятся с названиями различных инструментов, учатся рассказывать об изобразительности музыки, учатся различать и объяснять средства выразительности музыки.
Однако работа по обогащению и активизации речевого словаря проводится во всех видах музыкальной деятельности : пении, слушании, танце, игре. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Немаловажная роль отводится работе над грамматическим строем речи. Эта работа проводится на протяжении всего занятия, постоянно обращается внимание на правильность произношения тех или иных слов. К исправлению ошибок привлекаются и сами дети.
Неотделима от решения задач речевого развития и связная речь. Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли, точно и полно. ( Например: в младшем возрасте дети высказываются о характере одним словом. Постепенно дети накапливают запас слов. В старшем возрасте у детей развивается умение высказываться об эмоционально-
образном содержании музыки точно и полно.)
Чаще всего на музыкальных занятиях протекает диалогическая речь (беседа музыкального руководителя и детей, постановка вопроса и ответа на него).
Таким образом, на музыкальных занятиях ведётся работа по всем разделам развития речи.