Анастасия Середа
Консультация «Развитие навыков дошкольника в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Характеристика сюжетно-ролевой игры (ее особенности и закономерности)
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, так как ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. В игре ребенок удовлетворяет многие свои потребности: в движении, общении, познании, самореализации, свободе, самостоятельности.
Публикация «Консультация „Развитие навыков дошкольника в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети, подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. В этих играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, отражаются социальные отношения. В игре ребенок учится контролировать и оценивать себя и товарищей, в ней складываются и развиваются творческое воображение и образное мышление. Игра влияет на становление произвольности поведения ребенка (развивается произвольное внимание и память, целенаправленность действий).
Для каждой такой игры характерны: тема, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, ролевое поведение, правила.
Необходимо создавать условия для игровой деятельности, материально-игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители. Также важно всегда обогащать содержание детской игры, используя различные методы и приемы: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, использование иллюстраций, инсценировки, этические беседы. Кроме этого, педагог непосредственно участвует в игре, вносит предложения, дает советы, пояснения, задает вопросы, направленные на подсказку детям возможной реализации замысла, совместно выполняет с детьми постройки, показывает методы конструирования и др.
Динамика развития игровых действий в период дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра имеет свое развитие – от простейшей ролевой игры и игр «рядом» в младшем дошкольном возрасте до коллективной творческой игры с развернутым сюжетом в старших группах.
В первой младшей группе познание окружающего мира происходит через предметную среду. Основное содержание игры – действие с предметами. На первом этапе (1,5-3 года) акцент делают на игровом действии с игрушками, создают ситуации, стимулирующие ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.
Во второй младшей группе появляется сюжетная игра на бытовой сюжет. В этом возрасте дети начинают придумывать несложный сюжет, выбирать роль. В совместных играх с детьми педагог учит ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками – выполнять роль и за себя, и за игрушку.
В средней группе дети переходят к более сложному ролевому поведению в игре. В этом возрасте появляются игры с производственными сюжетами. Дети в средней группе должны уметь изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, а также менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры – необходимо их принять. Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет, согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые атрибуты. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных, постепенно взрослый переводит к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
В подготовительной группе содержание игр обогащается. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Игрушка как средство общения и психического развития дошкольника
Игра и игрушка неотделимы. С игрушки может начаться игра, а игра может требовать для своего развития новую игрушку. Игрушка для ребенка полна смысла. Он осуществляет с ее помощью игровые действия, и эти действия могут быть обозначены жестом и словом.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по тематике и назначению игрушки:
• сюжетные – куклы, фигурки животных, мебель, посуда,
• технические – транспорт, конструкторы и т. д.,
• игрушки-орудия труда – имитирующие простейшие средства труда взрослых, инструменты, грабли, лопатки,
• игрушки-забавы – театральные, музыкальные,
• крупногабаритные игрушки – самокаты, автомобили, тракторы,
• большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства – способствуют борьбе с гиподинамией, учат движениям и ориентировке в пространстве.
Также важны атрибуты – шапочки, фартуки, халаты, игрушки, отражающие специфику определенных профессий.
Важно, чтобы ребенок мог использовать игрушки-заместители реальных предметов. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами (вместо градусника использовать карандаш, вместо мыла, кирпичик). При правильном руководстве игрой дети с трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать.
Отбор игрушек проводится с учетом возрастных закономерностей развития игровой деятельности, в соответствии с задачами эстетического и нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к коллективной игре, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Очень важно, чтобы игрушки способствовали формированию у ребенка правильных представлений об окружающем (не все дети имеют возможность увидеть живых зверей – познакомиться с ними помогают игрушки и книги).
Желательно, чтобы игрушки в игру вносил взрослый, он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры, побуждает к общению («Кукла хочет спать, уложи ее».) Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает ее содержательной, расширяет кругозор ребенка.
Но никакое обилие игрушек, позволяющее развернуть любую игру, не заменит ребенку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному может привести к перевозбуждению нервной системы (играя один, ребенок берет на себя много ролей). Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребенка подобной реакции.
Общение дошкольника по поводу игры в группе сверстников, роль детского коллектива в формировании навыков общения
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. В разных формах жизни детей (занятиях, труде) также идет общественная жизнь, но ведущая роль в них принадлежит взрослому, а в игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей.
Развитие общественности в дошкольном возрасте имеет свои этапы. В раннем возрасте появляется игра с предметами, что позволяет ребенку играть в коллективе детей того же возраста, не общаясь с ними.
От индивидуальной формы дети переходят к общественным формам. Игры рядом позволяют ребенку свободно действовать рядом с другим играющим ребенком. У ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.
То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм. Возникает процесс взаимодействия, который носит разный характер:
• кратковременное общение – характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу. Новый этап игры отличается появлением замысла, дети подбирают игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Дети пока еще не чувствуют своей связи в общей деятельности.
• длительное взаимодействие на основе интереса к содержанию игры. Ребенок на этом уровне начинает ответственно относиться к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат действий, своих и товарищей, с точки зрения задач совместной игры. На этом этапе дети могут придумать интересную игру, организовать ее и играть долго.
• постоянное взаимодействие на основе общих интересов. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
В сюжетно-ролевой игре возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли.
В игре происходит столкновение умов, характеров, замыслов. В этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. В игре формируются такие качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей.
Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, необходима организация детского коллектива. Педагог приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей, воспитывает в детях желание помочь товарищу, поделиться с ним, отозваться на его просьбу. Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, в ходе игр он привлекает их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа.
Важно, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели обратиться с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу приветливо, принять товарища в игру, были внимательными к предложениям товарища, умели выслушать, согласиться, либо вежливо и тактично отказываться, отклонять предложение другого ребенка. Взрослый обращает внимание на недопустимость резких, грубых обращений и ответов.