Валентина Лазутина
Консультация «Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер -
вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Термин "экспериментирование" понимается, как особый
Публикация «Консультация „Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
способ практического освоения действительности. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности
инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. Реализация такой важной образовательной области как "Познание" в части развития познавательно- исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:
-исследование;
-проектирование;
-коллекционирование;
-экспериментирование.
Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного
качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГОС как "Любознательный, активный".
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что- то новое.
Опасность такой "самодеятельности" заключатся в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности.
Задача педагога- не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами природы, одновременно решая следующую задачу: расширение представлений детей
о физических свойствах окружающего мира.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вся поисковая деятельность делится на то, как ребенок работает сам и с помощью воспитателя. В случае "Сам ребенок" - активность
исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит цель, ищет способ достижения. Ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Позиция "С помощью воспитателя" - активность исходит от взрослого,
который выделяет существенные элементы ситуации, ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Работа организовывается таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Первоначально учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, а потом материалы и оборудование выносятся в предметную среду для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Рекомендации по поддержанию у ребенка интереса к экспериментированию:
* Поддерживать у ребенка положительную самооценку;
* Дети старшего возраста задают много вопросов "Отчего?", "Почему?", "Зачем?". Для поддержания интереса вместе с детьми желательно, чтобы занимался какой-нибудь персонаж, который участвует вместе с детьми в опытах и экспериментах, решает возникшие вопросы, приносит интересные вещи юным исследователям;
* Постепенное усложнение;
* Работа проводится через занятия, наблюдения и экспериментальную
деятельность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры.
Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему могут помочь сами ребята, создав вместе с героем, например, Зайчиком-Любознайчиком, замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. И придумать названия этим напиткам, например,
«Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка».
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети
затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: (как вы думаете, какие опыты можно провести)
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку,
появляются пузырьки)
- у нас есть вдох и выдох.
- сколько весит воздух?
- можно ли поймать воздух?
- бывает ли воздуху холодно?
- вдунь шарик в бутылку.
- может ли воздух быть сильным?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, незаметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Знакомя детей с песком и глиной, их свойствами, так же проводим
эксперименты. (какие эксперименты можно провести с песком)
- песчаный конус (течения песка)
- свойства насеянного песка.
- свойство мокрого песка.
- песочные часы.
- своды и тоннели.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих
маленьких и больших "открытий", которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать, как много интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения, анализировать и делать выводы.
Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко
выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!