Ольга Фоменко
Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей творческих способностей в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир»,
С. И. Мерзлякова
Сегодня мы с Вами вместе попытаемся разобраться «Какова роль театрализованной деятельности в развитии творческих, социально – коммуникативных способностей детей»
Темочки:
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Человеку без коммуникации трудно жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для развития творческих, социально – коммуникативных способностей детей является дошкольный возраст.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут предложить нестандартные идеи, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и стала одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социально-коммуникативных, творческих способностей дошкольников. Но не просто игра, а именно театрализованная игра.
Посредством театрализованных игр у детей дошкольного возраста. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Ребенок с ранних лет любит наблюдать, и сам быть участником «театрального события». Хорошо всем известная приговорка «Сорока белобока, кашу варила, деток кормила», «Идёт коза рогатая…» - это и есть маленький театр, малыш мгновенно сам перевоплощается в эту сороку, и кашку варит, и деток кормит. И чем старше он становится, тем с большим интересом он тянется к театру : и тому, что ему показывают, и к тому действию, в котором сам он выступает как артист. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, которые влияют на развитие творческих, социально – коммуникативных способностей детей мы имеем в виду :
- Сказкотерапию;
- Создание мультфильмов;
- Мнемотехнику;
- Нетрадиционные театрализованные игры (пантомимические этюды)
Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Сказкотерапия является одной из инновационной технологией в театрализованной деятельности дошкольников. Она использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания. С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставится идея экспромта. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Благодаря сказкотерапии дети учатся: думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, умеют встать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт, со взрослыми и со сверстниками.
Сказкотерапия - как инновационная технология в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Одним из инновационных направлений театрализованной деятельности является создание мультфильмов.
• Создание мультфильма интегрирует в себя разнообразные виды деятельности : речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. Кроме того, возникает связь с новым социальным институтом Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность не только для ребенка, но и для взрослого, так как он сам создает персонажи, озвучивает их и с помощью взрослого получает итоговый результат – видео продукт. Дети могут слепить или нарисовать персонажей, создать элементарные декорации, придумать сценарий, и сами озвучить, т. е. дети здесь выступают в роли оператора, сценариста, режиссера. Процесс съемки включает:
•придумывание сюжета
•создание декораций, героев
•создание фотографий
•монтаж
Процесс создания мультфильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателя, детей, родителей. Работа с мультипликацией позволяет решить следующие задачи:
1. повышает уровень творческой и познавательной активности детей, их инициативность, самостоятельность
2. повышает уровень интереса родителей к «жизни сада», желание активно участвовать в ней
3. расширить возможности для образовательно-воспитательной деятельности педагога
4. повышает уровень образованности педагога, раскрывает в нем талант мультипликатора.
Ещё одним из инновационных направлений театрализованной деятельности является мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
«Мнемотехника» – это техника развития памяти.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
В результате при использовании технологии мнемотехники в театрализованной деятельности :
у детей :
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-развивается наглядно-образное и логическое мышление;
-совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице;
-снимаются внутренние зажимы и комплексы.
Использование нетрадиционных приемов в театральной деятельности.
Мы рассмотрим на примере
Пантомимические этюды.
Театрализованная игра- этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление» и т. д.). Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Дети самостоятельно и с помощью взрослого придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Они должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка? Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! ( Изобразить: трусливо, пугливо.).
Театрализованные этюды- средство формирования
социальных навыков у детей дошкольного возраст
Театр способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Таким образом, включая инновационные технологии в театрализованную деятельность, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя