Климова Оксана
Консультация «Психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями зрения 3–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности развития. В связи с наличием у детей монокулярного зрения, что характерно для данной категории (Л. И. Плаксина, 1998, страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определять точное местоположение предмета в пространстве, его удаленность, определять объемные особенности предметов, дифференцировать направления. В работах специалистов-тифлопедагогов (Л. С. Сековец, 1984, Е. Н. Подколзина, 1999, Л. И. Плаксина, 1998, И. В. Новичкова, 1998, Е. В. Селезнева, 1995 и др.) представлена общая картина психолого-педагогического развития детей с косоглазием и амблиопией. Освоение предметного мира, освоение предметных действий, требующих зрительного контроля и анализа, у детей с косоглазием и амблиопией затруднено, они замедлены. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются трудности в работе с объемными материалами и стремление к непосредственному контакту с предметами. В ряде исследований отмечается общее оскудение предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности и замедленности зрительно-пространственной ориентировки. Подробный анализ особенностей формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения в возрасте 3-4 лет показал, что дети с косоглазием и амблиопией испытывают значительные трудности в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве из-за ограниченности чувственного опыта.
Публикация «Консультация „Психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями зрения 3–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вследствие монокулярного видения пространства дети с косоглазием и амблиопией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие признаки зрительно не воспринимаются.
У детей с нарушениями зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и связь пространственного расположения парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий на конкретные предметно-пространственные ситуации.
Усвоение обобщающих слов и уровень выделения общих признаков предметов у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией значительно снижены по сравнению с детьми с нормальным зрением, а это, в свою очередь, затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и рядирования предметов по общим или индивидуальным признакам. Процесс формирования умения строить описательное повествование затрудняется отсутствием зрительно-сенсорного опыта, трудностями зрительного восприятия образов и понимания смысла изображений.
У старших дошкольников возникают трудности в ориентировке в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом дети не осознают собственные сенсорные возможности. Дети с косоглазием и амблиопией имеют несистематизированные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включаться в процесс компенсации собственного дефекта. Поэтому в процессе сенсорной ориентировки дети с косоглазием и амблиопией, частичной атрофией диска зрительного нерва без специальной подготовки полностью доверяют поступающей зрительной информации. Лишь немногие дошкольники осознают необходимость сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. Практически отсутствует ориентация на обоняние и вкус. При этом дети практически не систематически исследуют предметы, как посредством зрительного восприятия, так и сохранных анализаторов, их перцептивная активность снижена. Исследования показывают наличие отклонений в развитии моторики и подвижности детей, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется способностью анализировать такие пространственные признаки, как длина, расстояние, глубина и объем.
Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, самоизоляции, неучастии или беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении у ребенка стремления к самовыражению и обеспечении большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых. Дошкольники не осознают своего дефекта и в силу возрастных особенностей не способны к самостоятельному контролю над процессом лечения. В связи с этим они особенно остро переживают все, что связано с ходом лечения, поэтому у них возникают различные психоэмоциональные нарушения.