Анна Горбунова
Консультация «Психологические особенности игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Психологические особенности игровой деятельности дошкольников".
Игра – это особая форма освоения действительности, путем ее воспроизведения, моделирования.
Структура игры включает:
Роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Роль – это эпицентр игры, объединяющий все другие компоненты.
Публикация «Консультация „Психологические особенности игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок берет на себя роль при наличии следующих условий:
1)если сфера деятельности, которая отражена в сюжете игры, хорошо знакома;
2)если в центре деятельности стоит взрослый человек и его деятельность;
3)если удалось сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности взрослого.
Через роль ребенок ориентируется на сверстника и согласует с ним свои действия (децентрируется). Он удовлетворяет потребность в признании, осуществляет самопознание, рефлексию. Через роль ребенок воспроизводит деятельность взрослого в обобщенном, символическом виде. Роль реализуется через игровые действия. Игровые изобразительный характер.
В игре происходит перенос значения с одного предмета на другой – это воображаемая ситуация. Игровое действие все более схематизируется и превращается в уход, отношение к другому человеку. Окружающая среда выступает источником развития игры и находит свое выражение в сюжетах и содержании игр.
Усложнение содержания игр ведет к усложнению реальных взаимоотношений между детьми. Игровые отношения определяются ролями. Игра отвечает основному мотиву ребенка этого возраста – его стремлению войти в мир взрослого человека.
Предмет игры – взрослый человек как носитель определенных функций и отношений с другими людьми.
Основной мотив игры кроется в получении удовольствия от процесса игры.
Условия развития игры:
– обеспечить свободное пространство и время для игры. Для этого в распорядок дня ребенка нужно включить время для детских игр, создавать условия для развития игр в течение дня, обогащать детей впечатлениями, привлекать детей к изготовлению игровых атрибутов,
– наличие сюжетных игрушек и полифункциональных материалов;
– активная партнерская позиция взрослых: наблюдать детские игры, содействовать тому, чтобы дети играли дружно, предотвращать детские конфликты и помогать детям их разрешать, создавать возможности для самостоятельной непринужденной игры;
– наличие разнообразных впечатлений об окружающем мире.
Утрата игры имеет негативные последствия: трудности освоения детьми социальных ролей, установления контактов с окружающими людьми.
Развитие личности ребенка в игре происходит благодаря механизму превращения – это процесс перевоплощения в другого человека.
Превращение имеет 3 стороны:
1. Когнитивная сторона – это знание игровой роли, подбор атрибутов и создание условий для игры.
2. Аффективная сторона – это внутренний настрой на выполнение роли, переход из одного состояния в другое.
3. Регулятивная (поведенческая) сторона – это игровое поведение (практическое и условное).
Уровень превращения оценивается игровой ролью.
1 уровень характеризуется принятием игровой роли. Мотив-участие в игре. Играет по подражанию, не самостоятелен, отсутствует развернутая ролевая речь, не удерживает роль, не следит за ходом игры.
2 уровень – освоения роли. Мотив – разыгрывание сюжета по определенным правилам. Большое число конфликтов (по поводу ролей, сюжета, использования предметов-заместителей). Ребенок не включается в игру эмоционально. Удовлетворенность игрой зависит от того, насколько удалось удовлетворить свои желания, даже вопреки желаниям других. Игры стереотипны, сопротивляется изменениям в игре.
3 уровень – высокий – овладение ролью. Мотив: опробывание разных игровых ролей. Игра принимает творческий характер, проявляющийся в импровизации и эмоциональной включенности. Игра оказывает влияние на все стороны развития ребенка: моторную, умственную, языковую, эмоционально-социальную.
Через игру дети учатся:
– строить свои жизненные планы,
– определяют действия и средства их достижения,
– проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.