Наталья Варламова
Консультация «Психологическая помощь горюющему ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Помощь горюющему ребенку – задача весьма деликатная и требующая большого такта, поддержки, понимания. Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживания. Обнимите ребенка, дайте ему возможность расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обращайтесь с ним так, словно он больной. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о маме, папе, бабушке, дедушке, брате или сестре. Объясните ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, а мама тебя, и я это понимаю. Я знаю, что ты чувствуешь». Побуждайте к выражению и осознанию чувств ребенка, подарите ему ваше участие. Ребенку в большей степени, чем вам в такие минуты требуется поддержка, любовь и проявление заботы. Может возникнуть страх. Желательно, побуждать ребенка сообщить о своих страхах. Наиболее приемлемый метод социализации страха – метод индукции. Помогите ребенку в преодолении страха, подтолкните его к самостоятельным выводам, вырабатывайте разнообразные стратегии контроля над страхом, сочувствуйте переживаниям ребенка. Но в тоже время, чтобы избавиться от страха, необходимо понять и принять его, тогда он исчезнет. Страх исчезает через принятие. Если страх отвергают, сопротивляются ему, это прибавляет страху энергии, и он увеличивается. Бесперспективны и попытки скрыть его, разрушить, создать нечто противоположное. Страх исчезает, когда мы не боимся принять свой страх, и учим ребенка специальным приемам противостояния страху. Ребенку трудно распознать и обозначить свой страх, переживания – мы помогаем ему наводящими вопросами, уместными разъяснениями. Для ребенка важно выразить свои переживания – будь то желание поплакать, или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю, посмотреть видео, фотоальбом, написать письмо умершему и прочитать на кладбище. Можно записаться на прием к педагогу – психологу на индивидуальные и групповые занятия, «Игротеку для всех». Психолог подберет упражнения, направленные на то, чтобы помочь ребенку преодолеть негативные последствия пережитого горя, спросит ребенка, когда он боится сильнее, когда меньше, с кем из членов семьи чувствует себя комфортнее с кем трудно наладить контакт, в чем проявляется его страх. Есть дети, которые стесняются проявлять горе и грусть. Если их застают плачущими, они чувствуют себя еще хуже. Дети стремятся показаться более веселыми и спокойными, чем чувствуют себя внутри. Когда спрятанное горе, наконец, прорывается, его проявление может напугать как ребенка, так и его окружение. Непринятие своей грусти идет рука об руку с застенчивостью, зажатостью, стремлением оправдать какие-то ужасные события жизни и обвинить себя. В литературе описано восемь ступеней усугубления утраты и превращения этого переживания в основу деструктивного поведения:
Публикация «Консультация „Психологическая помощь горюющему ребенку“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
• не разрешать себе показывать свое горе, пассивное переживание траура;
• чувство вины: я виноват в том, что это случилось, как это случилось;
• фантазии: если бы я успел, все было бы иначе…;
• страх собственной смерти или инвалидности (что с ними будет без меня);
• бессильная ярость в отношении (как они могли так поступить со мной);
• безнадежность (все идет под откос);
• страх потери других членов семьи;
Все эти доводы убеждают в необходимости проработки переживаний, связанных с грустью и горем. Помогите ребенку придумать вопрос, с которого можно начать разговор: «Если хочешь, расскажи мне, что тебя волнует». Обсудите с ребенком и то, как нужно себя вести, когда не хочется делиться своими переживаниями или когда другой человек отказывается говорить о своем настроении. Можно предложить нарисовать или изобразить эти проявления. Обязательно после такого задания попросите ребенка изобразить другие чувства – расслабленность, удовлетворенность. Можно предложить ребенку проговорить следующий текст, чтобы стимулировать себя к действию.
1. Именно сегодня у меня будет спокойный день. Мама хотела бы видеть меня спокойной и счастливой. Я счастливый человек несмотря ни на что. Я достойна счастья.
2. Именно сегодня я могу преодолеть мои страхи, потому что я контролирую себя. Страх бесполезен сам о себе.
3. Именно сегодня я смогу добиться всего, чего захочу. Я верю в свою силу.
4. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом. В результате проговаривания данного текста или аффирмаций у ребенка значительно снижается ощущение горя, увеличивается число позитивных воспоминаний. Укрепляется вера в будущее.
• Взрослым можно дать представление о том, что такое позитивная работа горя, предложить им описание стадий его переживания. Непринятие утраты. Человек отказывается принять произошедшее, считает это ошибкой. Типичные ошибки. Часто мы стараемся скрыть от человека случившееся, например не сообщаем детям о смерти, боясь разговора на эту тему. Путь взаимодействия. Рассказать о случившемся так, чтобы человек принял сообщение и увидел наше стремление поддержать его.
• Острая стадия. Часто предвосхищение утраты дезинтегрирует привычное восприятие жизни; человек апатичен, он истощен и переживает крушение основ жизни. Типичные ошибки. Стараемся подчеркнуть, что жизнь продолжается, пытаемся остановить острое проявление горя - слезы, удрученность, апатию. Путь взаимодействия. Разрешать горевать, показать, что плакать говорить о страдании хорошо и не может осуждаться.
• Латентное переживание. Возрастающая тревога «что теперь будет со мной». Человек начинает задавать вопросы, на которые в данный момент нет ответа: «Я тоже умру?», «Я виноват в этом?». Типичные ошибки. Используем случившееся в воспитательных целях: если ребенок, забывшись, начинает смеяться, напоминаем, что в семье траур. Путь взаимодействия. Помочь человеку принять мысль о том, что он не может контролировать все. Возможно, на этой стадии важно проработать с человеком его смысл жизненные ориентации.
• Работа горя. Я учусь жить по-новому, но я помню и люблю маму. Типичные ошибки. Продолжаем говорить человеку: «Как же ты без…». Путь взаимодействия. Важно подчеркивать рост самостоятельности человека и прояснить, что это означает не забыть и предать, а научиться жить по-новому [4]. Переживание горя у ребенка проходит несколько стадий. Это длительный процесс. Он редко протекает в строгой последовательности, чаще это напоминает колебание туда и обратно и даже между.
В процессе консультирования детей по поводу их реакций на смерть близкого могут применяться самые разнообразные методы и методики, адекватные возрасту и уровню психического развития маленького клиента. Полезно создавать мандалы. Это занятие сблизит вас с ребенком, поможет лучше его понять. Мандалы применяю в целях диагностики и коррекции травмирующих переживаний ребенка. Заранее готовлю необходимые материалы, затем провожу релаксацию «Волшебное путешествие в мир мандалы». Зажигая свечу, выключаю свет. Говорю ребенку : «Представь себе, что ты – в спокойном, приятном месте, оно тебе нравится и может быть таким, как ты захочешь. Сделай, два глубоких вдоха и выдоха. Посиди еще немного так расслабленно. Посмотри, что ты видишь перед собой, запомни. А когда ты будешь готов, открой глаза». Давай попробуем нарисовать все это в круге, который мы с тобой приготовили. Включаю свет, свеча по желанию ребенка может гореть. Предлагаю выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре круга, все, что захочется. По желанию ребенок меняет цвет и продолжает работу. Затем ребенок рассказывает о том, что он изобразил. В своей практике, работая с детьми, пережившими потери, я использую песочную терапию. Ребенок часто не может ясно сформулировать или назвать, что с ним происходит. Строя различные сюжеты, ребенок проигрывает трудности в своей жизни. Игра с песком – это своеобразная само терапия ребенка с помощью педагога-психолога. От Егорки папа и бабушка скрывали правду, что мама умерла. Молчание отца и «святая» ложь бабушки, что у мамы болит горло, и она лежит в больнице, видимо давно были разоблачены его сыновним сердцем. Да, еще и бабушка мамы хотела увезти его в другой город, папа ходил с красными, грустными глазами. Убедила отца и бабушек сказать Егорке о смерти мамы и подготовить ребенка сказать правду о смерти мамы. Взрослые рассказали Егорки правду. А на одной из консультаций мы с мальчиком похоронили маму маленького зайчика. Сказка на песке была направлена на описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получил опыт разрешения трудностей и внутреннего и внешнего плана. Игры в песочнице не только помогли Егорке пережить горе, но и способствовали достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с родными, принятию реальности смерти мамы, расширению мировоззрения. Я верю, что взрослые сделают все возможное, чтобы ребенок продолжал вести полноценную жизнь, несмотря на испытание скорбью.
Литература
1. Сакович Н. Диалоги на Аидовом пороге. Как помочь ребенку пережить горе?- Школьный психолог. -2011.-№2.
2. Ткач Р. Сказкотерапия детских проблем. - СПб. Речь; Сфера. 2011
3. Шефов С. А. Психология горя. – СПб. Речь, 2007. – 144 с.
4. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям : тренинговые программы. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 256с.