Замятина Ольга
Консультация «Педагог-психолог в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолог в детском саду – это, прежде всего, человек, знающий и
глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих
закономерностях психического развития, так и в возрастных его
особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя
бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком
случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими
по отношению к ребенку.
Основные функции психолога в детском саду – создание условий,
Публикация «Консультация „Педагог-психолог в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
способствующих охране физического и психического здоровья детей,
обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и
эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Работа психолога в детском саду включает, во-первых, участие в
педагогическом процессе в целом, его анализ и психологизацию,
организацию взаимодействия взрослых и детей; и, во-вторых,
индивидуальную работу с детьми, направленную на профилактику
отклонений в развитии.
К первому пункту относится психологическое просвещение
персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии
детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в
интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях
общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности,
общения детей разного возраста между собой и т. п. Конечно,
психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих
сведений о детской психологии. Оно требует изучения конкретных
условий данного детского сада, учета квалификации педперсонала,
индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных
традиций, контингента детей и родителей, местных условий и т. п.
Второй пункт значительно более трудоемок и многообразен. Он
требует длительного изучения при помощи наблюдения и
соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада,
определения особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей
между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуальных
психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе
дифференцированного подхода при обучении и воспитании, выработке
рекомендаций для воспитателей и родителей. Кроме того, выделяется коррекционная работа психолога по
предотвращению интеллектуальных и эмоциональных отклонений в
развитии детей, а если необходимо – их устранении.
Однако психолог не может и не должен выполнять функции,
относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда
это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим
специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу,
логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных
решений.
Начиная работу в детском учреждении, психолог должен, прежде
всего, познакомить педагогический коллектив и родителей со своими
функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в
какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно
учитывать, что среди населения (и даже среди педперсонала детских
учреждений) бывают распространены неверные представления о том, что
такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной,
приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть
ли не экстрасенса. Поэтому необходимо объяснить, что детская психология
занимается, прежде всего, изучением закономерностей развития ребенка, и
основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие,
предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения.
Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении
психолога и окружающих взрослых с ребенком.