Ларихина Юлия Николаевна
Консультация «Профилактика ОРВИ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика простудных заболеваний посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.
Публикация «Консультация „Профилактика ОРВИ“» размещена в разделах
Исследованиями учёных установлено, что здоровье человека зависит не только от успехов здравоохранения, но и от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. И воспитатель может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающих технологий большое количество, и направлены они на решение большого круга задач. Остановимся на тех здоровьесберегающих технологиях, которые позволяют организовать работу по профилактике простудных заболеваний.
Изучив различные здоровьесберегающие технологии, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую ежедневно применяем в своей работе по сохранению здоровья:
Закаливание - соблюдение температурного режима, правильно организованные прогулки, соблюдение сезонной одежды, обширное умывание, полоскание ротовой полости водой комнатной температуры, контрастный бег, использование «дорожек здоровья». При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, основное из которых постепенность.
Гимнастика бодрящая - проводится ежедневно после дневного сна в течение 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Метод контрастных воздушных ванн. Суть метода состоит в следующем. Процедура проходит после дневного сна, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна, и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 - +24 С градуса.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени.
Точечный массаж «Волшебные точки».
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
1. Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно- оздоровительной работы. Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использованияосуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем, правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. Приемы правильного дыхания необходимо многократно и терпеливо показывать, повторно напоминать.
Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:
- вдох и выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через рот.
.
В целях профилактики простудных заболеваний в группах также проводятся следующие мероприятия: ежедневное кварцевание, применение фитонцидов – лука и чеснока, регулярная витаминизация третьих блюд (чай с лимоном, изюмовый напиток, соки, фрукты).
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду - сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности педагогического процесса. Только здоровый ребенок может стать успешной личностью.
Таким образом, использование различных форм здоровьесберегающих технологий приводит не только к сохранению здоровья воспитанников, а также формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.