МААМ-картинки

Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»

Галина Марушкина
Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры.

Ребенок – это огромный, часто недоступный, очень хрупкий мир мыслей, впечатлений, мнений и открытий. Задача воспитателя – помочь малышу, создать всяческие условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ведь самое важное и ценное в человеке это его моральные, внутренние ценности, то, что им управляет - сердце, добрые чувства.

Публикация «Консультация „Приобщение дошкольников к традициям православной культуры“» размещена в разделах

Для этого необходимо максимально раскачать маятник общения ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за прекрасными пейзажами, музыка, чтение художественной литературы трогают душу ребенка, обогащают его эмоциональный опыт, учат быть лучше, заботливее. Очень важно, чтобы малыши чувствовали себя удовлетворенными, счастливыми и радостными, окунаясь в этот волшебный мир сказок, мелодий, чего-то прекрасного и сказочного.

Мы, взрослые, с малых лет должны воспитывать у детей любовь к Родине. И только осознав себя частью малой родины, своей семьи, можно стать гражданином своей страны, и потом – жителем планеты Земля. А начинать надо с малого. С истоков. От самого простого и близкого, постепенно продвигаясь к более сложному и далекому. Поэтому так важно создание для ребенка условий для формирования положительно-эмоционального, насыщенного образа родного дома, семьи. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным,

Для выполнения этой цели в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:

• Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро)

• Формирование нравственных привычек (быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными);

• Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»;

• Воспитание у детей любви к Родине, к родному краю и его истории;

Приобщение к культуре и традициям русского народа, вовлечение детей и родителей в проведение праздников и досугов («Посиделки», «Масленица», «Рождество», «Пасха»)

Следуя вышеперечисленным целям и задачам, в нашем детском саду работа по приобщению детей к православной культуре проходит в первую очередь через музей «Мое Красивомечье». Экспонаты музея – предметы крестьянского быта, домашняя утварь, одежда, мебель. Посещая наш музей, дети знакомятся с устройством бытовой среды русского дома, с традициями и обычаями русского народа.

В первом зале музея детей встречает крестьянская изба со своим обустройством: сундуки, печь, прялка, люлька, лавки, стол и чесалки для шерсти вызывают у них просто восторг, по диагонали от печи мы видим красный (православный) угол (передний, верхний, святой, божий, почетный, старший, первый). Здесь висит икона (образа, поэтому, входя в избу, в старину человек сразу смотрел в красный угол, кланялся и крестился на изображения святых угодников.

К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. У икон горели лампады - небольшие светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом.

В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали уважаемого гостя, к святому углу были обращены изголовья постелей. С красным углом связывалась вся жизнь крестьянина: рождение, свадьба.

Во втором зале нас встречают экспонаты, один из которых «Рождество Христово».

В центре экспоната мы видим пещеру. Справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных, которых можно увидеть в пещере (овцы, козы). Их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Вокруг колыбели стоят с посохами волхвы и смотрят на Богородицу. Внутренняя часть Яслей выложена соломой. У стены, в правом углу поставлен небольшой образ, изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которую когда то увидели волхвы (пастухи) Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду на которой написано («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

В третьем зале нас встречает большая панорама старого города.

На живописном берегу Красивой Мечи на высоком холме построен храм «Преображения Господня» («Никитского», который находился в юго - восточном углу Ефремова и был отделен от него длинным и глубоким оврагом. Возвышенная местность, прилегающая к ней роща, большие чистые луга ставили приход в лучшие гигиенические условия сравнительно с другими частями города.

Крестьянские избы с резными ставнями, колодцы, лошадь везущая подводу, люди в русской одежде –все это рассказывает о жизни наших предков.

На стене около панорамы фотографии рассказывают о храмах современного города. В марте 1970 года в Тульской епархии было всего два благочиния, попечение о храмах имело деление по районам. Окормление Ефремовского района было поручено архимандриту Герману. Архимандрит Герман начал внимательно изучать историю Ефремовского края и жизнь жителей. Постепенно были восстановлены все ныне действующие храмы Ефремовского района.

Продолжение музейного пространства по приобщению детей к православной культуре можно увидеть в центрах развития в групповом пространстве: в центрах книги - художественная литература по духовно-нравственной тематике (детская библия, сказки на православную тематику, в центрах познания-иллюстрации с изображением храмов, монастырей, в центре художественного творчества-фотоальбомы с живописью на библейские темы.

А так же проведение всевозможных выставок детских рисунков, посвященных православным праздникам. Очень важно здесь активно подключать родителей: поделки, костюмы, общение с детьми на библейскую тематику вне дома, оформление небольших сборников, куда могут войти рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Темы для этого весьма разнообразны: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха», «Святки».

Следующая, неотъемлемая задача в приобщении дошкольников к традициям православной культуры, это знакомство детей с историей православных праздников, с тем, как встречают православные праздники в России и как их проводят. В нашем детском саду стало традицией проводить православные праздники : осенние посиделки, Масленица, святки, колядки, Рождество, Пасха. Активными участниками, которых являются и взрослые, и дети. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к православным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические ценности.

Участие в церковных праздниках укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей – это, прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять, но это уже работа родителей.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ Работа воспитателя должна быть основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с ним. Результатом проведенной работы должны стать четко сформированные у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского православного народа.

Но современный мир становится другим. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения, Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном, и вера у них другая. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, на веру должен чувствовать себя личностью. В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников во время образовательной деятельности, наблюдениях, во время проведения досугов, в самостоятельной игровой деятельности, рассматривание иллюстраций с изображением храмов и мечетей, всевозможных экскурсий, в частности посещение краеведческого музея, музея «Мое Красивомечье».

Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Для этого в нашем детском саду проводятся мероприятия с родителями, направленные на воспитание толерантности, и хотелось бы чтобы они принимали активное участие, искренне рассказать о своей родине, традициях и обычаях.

Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Кубани посредством хороводных игр Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через приобщение к традициям и быту кубанских казаков 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Приобщение дошкольников к народным традициям через декоративно-прикладное искусство Каждый год и в каждой семье на Пасху принято красить яйца, ведь они являются символом этого светлого праздника и обязательно должны присутствовать.

Приобщение детей к традициям народной культуры Народные традиции это объективный компонент жизни. Они передаются от поколения к поколению. И исчезают они вместе только с народом. Каждый.

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Тема моего самообразования «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Приобщение детей к русской народной культуре является.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников» Опыт работы «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников» Подготовила: музыкальный.

Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ Проект.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» Воспитатели: Алгунова Л. М. Зайцева В. В. Тип проекта:.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным традициям через организацию и проведение праздников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка» Муниципальные Рождественские.

Приобщение дошкольников к основам национальной культуры ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ» Снигирёва.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»
Опубликовано: 16 мая 2017 в 15:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Марушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД