Наталья Туйгунова
Консультация «Правовые знания для родителей!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америке вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919 году Комитет детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Энглантайн Джебб. В 1924 году в Женеве Лига наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребенка, где впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны, - все человечество должно заботиться о благополучии детей.
Публикация «Консультация „Правовые знания для родителей!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. Но к концу 70-х годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей.
Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества. Таким документом стала конвенция о правах ребенка, единодушно принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Она вступила в силу 20 сентября 1990года после того как её ратифицировали за рекордно короткое время 20 государственная Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско–политические, так и социально-экономические, культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия. В первые в истории был создан международный механизм контроля над выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка.
Обязательства, принимаемые государствами при ратификации Конвенции:
1. Обеспечить ребенку
выживание ;
развитие;
защиту;
активное участие в жизни.
2. Защитить ребенка от:
эксплуатации на работе;
сексуальной эксплуатации;
похищение, торговли и контрабанды;
небрежного обращения в семье;
употребление наркотических средств;
незаконного лишения свободы;
применения пыток, смертной казни;
неоправданного разлучения с семьей.
3. Обеспечить особый уход и заботу:
детям – инвалидам
детям – беженцам
детям – принадлежащим к коренному населению
детям, пострадавшим от небрежного отношения, пыток и вооруженных конфликтов
детям, лишенным семейного окружения
4. Предоставить ребенку возможность:
выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его жизнь;
изучать и передавать информацию;
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
участвовать в мирных собраниях, входить в состав объединений и создавать их;
Исповедовать религию или веру в соответствии с возрастом и степенью зрелости.
5. Оказывать поддержку семье путем:
уважения ответственности, прав и обязанностей родителей по защите и уходу за ребенком;
достижения уважения к интересам развития детей со стороны родителей;
обеспечение возможности для ребенка продолжать общение с обоими родителями, после их развода;
обеспечения надлежащего уровня жизни;
создание условия для ухода за ребенком.
Основным нормативным документом дошкольного учреждения является его Устав. Согласно закону РФ «Об образовании» и «Типовому положению…», в Уставе представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Важным достоянием к Уставу является Договор между дошкольным учреждением и родителями ребенка (лицами, их заменяющими). Содержание этого документа, касающееся соблюдения прав детей в семье, обязательно должно меняться с учетом тех условий, которые происходят в нормативно-правовой базе на федеральном уровне.
По рекомендации ЮНЕСКО, правовое воспитание предлагается начинать в дошкольном возрасте. Нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее. В Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл: чтобы зернышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.
Охрана прав ребенка – это не только закрепление его прав в законе, но и их практическая реализация.
Право на образование – гарантировано ребенку с раннего возраста. В соответствии с конвенцией оно включает следующие аспекты: возможность посещать образовательное учреждение, создание условий для образовательной деятельности, содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия и дружбы между народами.
Дошкольные учреждения оказывают образовательные услуги, ориентированные на детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
В дошкольном детстве особое значение приобретает право на охрану здоровья, так как именно на этом возрастном этапе осуществляется интенсивное психическое и физическое развитие.
Качественному улучшению здоровья детей способствуют следующие факторы:
совершенствование материально-технической базы ДОУ;
улучшение медико-социальных условий;
рациональное комплектование групп;
правильная организация педагогического процесса.
Особое внимание следует уделить взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.
Современные родители в большей мере, чем прежде нуждаются в помощи (медицинской, педагогической, социальной). Следовательно, должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества с семьей, намечены определенные направления работы :
1. Эффективность взаимодействия детского сада с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. При этом используются различные методы: беседы, анкетирование, тестирование и т. д. Необходимо обратить внимание на содержание, форму и эмоциональную окраску общения родителей с детьми.
2. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей строится на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели должны оказывать родителям помощь в формировании их педагогической позиции, учить понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.
3. В доступной форме давать родителям знания о правах ребенка : - право на имя, - право на отдых, - право на охрану здоровья, - право на образование, - право на участие в играх, - право на сохранение своей индивидуальности, - право на защиту от всех форм физического или психического насилия.
Таким образом, работа педагогического коллектива дошкольного учреждения по охране прав ребенка будет эффективной только в том случае, если она четко спланирована и определены основные направления этой деятельности.