Юлия Осовина
Консультация для родителей «Правила движения — важная наука. Соблюдать их все должны: и бабушки, и внуки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша сегодняшняя встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге. Соблюдение детьми правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Как научить ребенка правилам дорожного движения? Как добиться того, чтобы он выполнял эти правила? Многие родители, обеспокоенные за своих детей, прибегают к различным методам: многословные предупреждения, нотации, порой даже применяют в своей практике воспитания наказание. Такие методы вряд ли дадут ожидаемый эффект. А вот терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость – именно то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.
Публикация «Консультация для родителей „Правила движения — важная наука, Соблюдать их все должны: и бабушки, и внуки!“» размещена в разделах
Работа по обучению детей правилам дорожного движения – это длительная работа. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. Все теоретические знания дети должны отрабатывать на практике. И если теоретическими знаниями мы обеспечиваем детей в детском саду, то их практическое применение – это работа родителей.
Наша с вами задача – развить в детях понимание опасности, которой таит в себе автомобильный мир. Важно это сделать до того, пока ребенок не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Дошкольное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания дошкольников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Важно, чтобы у каждого ребенка сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является — формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.
Принципы и методы обучения детей дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей дошкольного возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших дошкольников должна опираться на полученные ими знания, умения и навыки, полученные от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т. д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детьми смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.
Доступность. Дидактический материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: книжки с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, и т. д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.
В силу своего возраста дети младшего дошкольного возраста не всегда осознают опасность, не знают, что движущаяся машина не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая этого, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи нее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т. д.
Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице — задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
При обучении детей правилам дорожного движения нужно учитывать возрастные психологические и физиологические особенности.
• Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.
• Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная.
• Маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей.
• Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться
Чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность, каждый воспитатель, прежде всего сам должен хорошо знать правила дорожного движения.
Вспомним некоторые из них:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по левому краю проезжей части, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Содержание воспитательной и образовательной работы по ПДД должно соответствовать возрастным требованиям.
С детьми 3-4 лет воспитатель ведёт работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве. Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.
Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта, характерными для нашей местности, их названием.
Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Обращают внимание детей на части автомашины и грузовой машины. Детям дают первоначальные представления о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о сигналах светофора.
Представления, полученные детьми на занятиях, постепенно закрепляются и расширяются воспитателем при каждом удобном случае. Этому способствует развивающая среда группы, где представлен макет улицы с тротуаром, проезжей частью, светофором, должны быть в наличии рули, атрибуты к дидактическим и сюжетно-ролевым играм «Мы-пешеходы», «Собери машину», «Светофор».
Воспитатель подбирает книги, соответствующие данному возрасту, для чтения в детском саду и дома.
Большое место в ознакомлении детей 4-5 лет с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
С детьми 5-6 лет воспитатель продолжает работу по формированию знаний об общественном транспорте, о назначении грузового транспорта. Дети получают представления о таких понятиях, как: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности. Детей знакомят с дорожными знаками: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
Воспитатель рассказывает детям о назначении желтого сигнала светофора, объясняет правила перехода улицы пешеходом, закрепляет правила поведения в общественном транспорте. Обогащению опыта детей, закреплению их представлений о транспорте способствуют наблюдения, которые проводятся на целевых прогулках.
Развивающая среда группы пополняется дополнительным материалом и оборудованием в соответствии с возрастными требованиями. На макете появляется: перекрёсток, зебра, островок безопасности, необходимо наличие крупных и мелких дорожных знаков, картинок на классификацию видов транспорта.
Соответственно возрасту подбирается художественная литература.
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. Детей знакомят с запрещающими и предписывающими знаками, с работой регулировщика, формируют умения свободно ориентироваться на дороге, закрепляют правила поведения в общественном транспорте.
Соответственно, на макете улицы появляются разные виды перекрёстков, запрещающие и предписывающие знаки.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Как и в предыдущих группах, большое значение отводится чтению произведений художественной литературы. (18)
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводят наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяют знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- в местах, где есть подземные и надземные пешеходные переходы, пешеходы должны пользоваться только ими;
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора или при разрешающем жесте регулировщика;
- ожидать автобус, троллейбус следует на остановках;
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми.
Развивающая среда подготовительной группы отличается многообразием книг по заданной тематике, дидактических игр, тематических альбомов. Следует помнить, что одним из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице является пример родителей.
Поэтому воспитатели систематически ведут работу с родителями по ПДД. Форма работы может быть разнообразной.
Это: анкетирование, беседы, консультации, собрания, «Круглые столы», совместные с детьми праздники и мероприятия.
Помощь и рекомендации по организации работы по обучению детей ПДД вы найдёте в изданиях методической литературы по данной тематике, таких как:
1. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»,
2. Н. А. Извекова «Занятия по правилам дорожного движения»,
3. В. Е. Рублях «Правила дорожного движения»,
4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,
5. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
6. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-6 лет.
Только совместными усилиями педагогов и родителей можно достичь желаемых результатов, и тогда дети будут чувствовать себя на дороге в безопасности.