Наталья Панина
Консультация-практикум для родителей на тему «Взаимодействие моторного и речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста. Познакомить родителей детей с методами и приемами развития речи посредством развития мелкой моторики.
Публикация «Консультация-практикум для родителей на тему „Взаимодействие моторного и речевого развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Взаимодействие моторного и речевого развития детей»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения детей в школе.
Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. Ведь через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
В школе детей учат оперировать понятиями, требуют делать умозаключения. Это означает, что прийти в школу они должны с достаточными знаниями об окружающем мире, о животном и растительном, о людях, владеть эстетическими и нравственными понятиями — о красоте, о добре и зле, о правде и лжи. И все это становится доступно детям только через речь.
Всякая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный словарный запас, сужение понятий) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми и в какой -то мере исключает его из игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи.
Часто они появляются в следствие недостаточного внимания родных ребенка к его речи. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что собственно представляет собой процесс речи, на что нужно обращать внимание.
Что же нужно делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно и вовремя, чтобы дети были социализированы в обществе.
Во -первых хочу обратить внимание родителей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и позднее отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким «критическим периодом» является первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Ранее считалось, что главное, от чего зависит развитие речи- это степень речевого общения детей с окружающими их взрослыми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги, слова. Поэтому родители обычно получают совет- больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить при каждой возможности, но ребенок продолжает отвечать отдельными слогами или жестами.
Пример: Ребенок- здоровый, крупный - понимает много обращенных к нему фраз (показывает, приносит, если его просят, но сам говорит только «мама», «баба», «ням-ням», а в остальном пользуется жестами и отдельным звуком «Ы». Родители помногу разговаривают с ребенком, но речь не развивается.
Подобные примеры привели исследователей детской речи к мысли о том, что ее развитие определяется не тем на сколько много или мало говорят с ребенком, хотя это значительный фактор.
Стало очевидным, есть другие факторы в наибольшей степени влияющие на становление и развитие детской речи.
И здесь я хочу задать Вам шуточный вопрос : «Когда черной кошке легче пробраться в дом?» (Обычно отвечают- когда темно. Но правильный ответ — когда дверь открыта.) Так же мы, привычно связывая речь ребенка со степенью речевого общения со взрослым, не можем войти в дом. Мы замечаем то, что лежит на поверхности, напрашивается само собой. И не думаем о какой- то «двери», которую надо открыть. А она есть и для речи.
Спросить у родителей: - Никто не догадался, что это за дверь?
Оказывается все дело в развитии движений. И не просто двигательной активности детей, общей моторики, а в тренировке тонких движений пальцев рук. Вы сами можете понаблюдать: дети, которым удаются изолированные движения пальцев- говорящие ; если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе, вяло и не дают изолированных движений, то это не говорящие или плохо говорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, дифференцированными развития речи добиться не удастся. Развитие движений пальцев рук ка бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Это нам и нужно учитывать где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание или задержка развития речи детей.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать в любом возрасте, желательно с 6 — 7 месяцев. Хорошую тренировку обеспечивают народные игры «Сорока — белобока» и специально разработанные:
1.
Это пальчик мой большой
Он с широкою душой
Это — указательный,
Умный и внимательный.
Это пальчик — средний,
Выше, чем соседний.
Это — безымянный,
Он немножко странный
И мизинчик маленький,
Смелый, да удаленький.
2.
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
3.
Потешка "БЕЛКА"
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
4.
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
5.
Потешка "БРАТЬЯ"
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
6.
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Пальчиковый театр», где дети могут сами импровизировать простые сценки.
Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются - использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности, графические упражнения (штриховка, и т. п., аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики.
Нужно подчеркнуть, что пальчиковые игры и упражнения не должны быть очень продолжительными. Доказано исследованиями, что пяти минут достаточно для стимулирования речевой функции ребенка.
И в заключении нашего общения хочу отметить, что развитие ребенка в целом и его речи в частности во многом зависит от внимания и заботы семьи.
Будьте внимательны к своим детям и всего доброго.
До свидания.