Алина Ивановна Горбунова
Консультация-практикум для педагогов «Игры для развития речевого дыхания у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение воспитателей игровым способам развития речевого дыхания у детей.
Задачи:
- показать важность участия педагогов в логопедической работе, привлечь внимание воспитателей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития;
Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Игры для развития речевого дыхания у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
- повысить компетентность педагогов в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
- предоставить педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.
Раздаточный материал для педагогов : материал необходимый для практического использования пособий для игр на развитие воздушной струи (пластмассовые бутылки с водой и пенопластом с коктейльными трубочками; губная гармошка и трубочка; бумага формата А4; теннисные мячики и ворота; вата; мыльные пузыри; краски - кляксография).
Дорогие педагоги!
Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга, словообразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Лучшим типом речевого дыхания является : диафрагмально-нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются). Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2-3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3-5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Речевое дыхание – основа правильной речи!
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть :
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос.
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Практическая часть
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п». |
• «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений :
• Дуем всегда плавно, не надувая щек и не поднимая плеч, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткие не более 30 секунд непрерывной работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
• Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.
Пособия для игр на развитие воздушной струи
можно изготовить своими руками.
«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, вату. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
«Волшебные пузырьки». Предложите поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
«Разгони тучки». Вам понадобится лист плотной бумаги в центре, которого рисуется солнышко. Тучки сделаем из ватных шариков. Тучи закрыли солнце, предложим ребенку помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Развивать дыхание можно не только во время игр, но и даже во время рисования. Предлагаю вам нарисовать рисунок с помощью вашего дыхания.
На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно, добавляем кисточкой немного воды. Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том, что получилось можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа. Это уже ваша фантазия.
Совместное рисование и изготовление пособий может стать увлекательным и полезным занятием, доставляющим радость и пользу ребенку.
Предлагаю вам организовать в группе выставку игр «Веселый ветерок». Родители вместе с детьми изготовят игру, на развитие речевого дыхания.
Желаю творческих успехов!