Рита Гюлумян
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон американский поэт и философ.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.
А. В. Запорожец.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
М. Мантессори отмечала: " Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека.. С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком". Следовательно, такое "исследовательское "поведение заложено в природе ребенка, но оно было "отодвинуто" особенностями системы образования.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Организация экспериментальной работы по ФЦКМ.
Основная задача нод по ФЦКМ состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность.
Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога :
• Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
• Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
• Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
• Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
• Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование
, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
• Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
• Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций образовательного процесса:
• Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
• В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
• Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
• Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
• При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.
Опыт с предметами неживой природы
Выявление свойств и качеств воды, песка, глины, магнита.
Цель опыта Содержание опыта
1 Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды.
2 Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег, лед превращается в воду в теплом помещении). Принести снег, лед в помещение.
Наблюдать за таянием снега и льда.
3 Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого воздействия тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.
4 Подвести детей к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить,снег должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки.
Выяснить,почему снег стал липким.
5 Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба, и не замерзла на дне сугроба.
6 Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Подготовить две банки : одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить,почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.
7 Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка.
8 Подвести детей к пониманию того, что в воде растворяются многие вещества. В двух стаканах чистая вода, в один стакан насыпать ложку соли, в другой стакан насыпать ложку сахара.
Посмотреть через некоторое время, что стало с солью и сахаром. Подвести к выводу, что соль и сахар в воде растворяются.
9 Познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы. В пластмассовую емкость насыпан горох, перемешанный с металлическими предметами. С помощью магнита отделить горох от металлических предметов. Вывод магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы.
Опыты с растениями
Знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений.
Цель опыта Содержание опыта
1 Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений Проращивание семян в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить сухие и прощенные. Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой.
2 Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.
3 Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное.
4 Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. Наблюдать за ростом одуванчика на разно освещенных солнцем полянках.
5 Доказать разную потребность растений во влаге. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.
6 Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. На части грядки не прореживать и не пропалывать растения
7 Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать.