Вера Коробцова
Консультация «Подвижные игры как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Подвижные игры как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Подвижная игра-незаменимое
Средство развития ребёнка.
Е. А. Аркин
Нормально развивающему ребёнку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я – хороший».
Публикация «Консультация „Подвижные игры как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Самооценка дошкольника начинает формироваться лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребёнок уже понимает, что он умеет делать, а что не умеет; осознаёт не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; он способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.
В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазии удовлетворяется в сюжетно- ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.
Действия в сюжетной игре не требуют реального результата и жесткой регламентации. Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы состязательные отношения между участниками, наличие реального результата- выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности, умение выслушивать замечания и соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие составлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей, и для полноценной жизни в коллективе.
В каждой возрастной группе есть три типа детей, которые по- разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.
Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей. С детьми этой группы можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия «Черепаха- путешественница» либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результаты игры «Водонос», «Городки». При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, что они получили удовлетворения от их выполнения.
Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (ни в коем случае не принуждении) воспитателя.
Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.
Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Для нормального личного и психологического развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя- тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного- двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп. Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своем самоощущении перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанию уверенности «Я могу! У меня получится!»