Светлана Броян
Консультация «Почему ребенок не научился говорить правильно».
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенок не научился говорить правильно.
Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, звук «ш – ш – ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к небу за верхними зубами. Затем продвинете язык назад в глубину рта. Звук «ш» зазвучал по-иному: это не его место. Попробуйте еще раз произнести «ш – ш – ш», опустив кончик языка за нижние зубы. Получится звук «с – с – с». Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядоченны, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка – шапка, зяба – жаба, вапа – лапа). По мере роста мышцы языка, он становится крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.
Публикация «Консультация „Почему ребенок не научился говорить правильно“,» размещена в разделах
Почему язык бывает недостаточно подвижным?
Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.
Видимые причины.
• Различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов.
• Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выделяется вперед.
• Короткая уздечка языка (подъязычная связка). В норме ее длина составляет 1,5 см. если у ребенка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на «коротеньком поводке»). Но не спешите ее подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.
Невидимые причины.
Как и все невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после двух, трех лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого звукопроизношения подвижности языка. Невидимые причины – это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжелые роды, частые болезни ребенка в раннем периоде (до трех лет, инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).
Все поправимо – при условии, что вы знаете диагноз и начнете заниматься как можно раньше!
Как часто от врача выходят заплаканные мамы с неприятным диагнозом в карте малыша т. к. (алалия, ЗРР, ОНР, дизартрия, дислалия, заикание). Не отчаивайтесь! И постарайтесь помочь своему ребенку. Ведь у него могу быть действительно серьезные проблемы с развитием речи, мышлением, памятью, вниманием. Поэтому прежде чем поставить тот или иной диагноз логопед может вас направить на прием к психоневрологу, невропатологу, психологу, проконсультироваться с ЛОР- врачом, ортодонту, стоматологу, может попросить сделать электроэнцефалограмму. Давайте узнаем о диагнозах немного больше.
ЗРР (задержка речевого развития)
Такой диагноз, по сути, ни о чем не говорит, и пугаться его не стоит. Его ставят подавляющему большинству плохо говорящих малышей 2- 3 лет. Что делать? ЗРР – бывает разным, и уточнить, что именно с речевым развитием не так, нужно обязательно. Обратитесь за консультацией к логопеду он подробно расскажет вам, что следует делать дальше.
Чего не делать! Паниковать или наоборот, игнорировать проблему.
ОНР (общее недоразвитие речи).
Если вы услышали от логопеда об общем недоразвитии речи (ОНР, обязательно уточните какой уровень ОНР у вашего ребенка. ОНР – довольно неприятное, системное нарушение речи, от которого, однако, вполне можно избавиться при условии систематической работы нескольких специалистов за 2- 3 года.
Существует 3 – уровня ОНР:
1-й уровень – самый низкий ребенок общается лишь отдельными слогами
2-й уровень – ребенок говорит простыми предложениями из (2-х, 3-х слов) при этом нарушен грамматический строй речи, слоговая структура слова, фонематическое восприятие, предложно - падежные конструкции, маленький словарный запас, нечеткое звукопроизношение.
3-й уровень – ставят с 4- лет. Ребенок активно общается, но в его речи нечеткое звукопроизношение и смысловые и лексика – грамматические нарушения.
Что делать? Настроится на долгую, кропотливую работу. Вы можете обратится в детский сад, где есть логогруппы для детей с ОНР вашего возраста. Будьте готовы к домашним заданиям логопеда: они существенно влияют на успех обучения. Однако помните, что лучше всего для ребенка с ОНР подойдет логопедическая группа в детском саду. ОНР невозможно полностью устранить, занимаясь лишь индивидуально раз или два в неделю.
Чего не делать! Пытаться справиться самостоятельно. Это большая ошибка мам – пробовать ставить звуки, исправлять грамматические ошибки в речи, делать массаж языка. Более того эти действия могут навредить ребенку : речь станет еще хуже, удовольствия от занятий не будет, а переучивать такого малыша бывает крайне сложно.
Дизартрия.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое может быть как самостоятельным явлением, так и сочетается с ОНР или заиканием. Не стоит недооценивать этот диагноз. Проблема кроется не столько в языке, сколько в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Ребенку трудно чисто и красиво говорить, он не замечает, как приоткрыт рот, высунулся язычок. Он не обращает на это внимания, потому что чувствительность органов артикуляции снижена: трудно даже щеки надуть, не то, что «р» произнести! Логопед справляется с проблемой год – два.
Что делать? Вашего ребенка должны взять в логогруппу. Но можно справиться с ситуацией и ходя на логопункт. В нетрудных случаях достаточно 2 – 3 раза в неделю систематических занятий и выполнение домашних заданий.
Дислалия.
Дислалия – с ней справиться гораздо легче. Это нарушение звукопроизношения, при котором мышцы языка и губ работают исправно, нужно только поставить недостающие звуки.
Что делать? Обратится к логопеду который не только поставит звуки но и исправит искаженные, поработает с фонематическим слухом, разовьет мышление, память, внимание, подготовит руку к письму. Выполнять домашние задания, которые дает логопед.
Чего не делать? Заниматься с ребенком самостоятельно, ни в коем случае нельзя оставлять плохое произношение неисправленным в надежде, что ребенок выговорится сам. К школе речь маленького ученика должна быть такой же чистой, как у взрослого человека. В противном случае у ребенка могут возникнуть большие проблемы на уроках русского языка. Если проблему запустить, двойки по русскому и ненависть к этому предмету останутся навсегда.
Заикание.
Заикание – часто путают с «запинками». И тот, и другой недуг очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Для того чтобы выяснить заикание это, или же запинки надо обратится к невропатологу и логопеду - медику работающему при поликлинике.
Что делать? Выяснить диагноз. Должна вестись работа с рядом специалистов: логопедом, психологом, неврологом. Лишь при этом условии можно надеяться на улучшение речи вплоть до полного исчезновения проблемы.
Чего не делать! Нельзя нарушать режим дня ребенка, противопоказаны стрессовые, негативные ситуации, не рекомендуется просмотр агрессивных фильмов и мультфильмов. Ребенка должна окружать любовь близких, радость и спокойствие. Нельзя ругать за запинки в словах, угрожать наказанием, дразнить ребенка.
ММД - (минимальная мозговая дисфункция)
Это проявление гипоксической родовой травмы. Что это такое? ММД – группа состояний, возникающих вследствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. У детей которые испытали гипоксию в родах изначально нарушается ход созревания структур головного мозга, которые должны в дальнейшем обеспечивать речь, внимание, память, поведение, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. Общее интеллектуальное развитие детей с ММД соответствует возрастной норме, но при этом они испытывают значительные трудности в обучении и социальной ориентации. К основным проявлениям ММД относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – наиболее распространенная форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Проявляется СДВГ двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения, расстройством внимания, а также легкой недостаточностью координации движений и нарушением мелкой моторики. Ребенок не способен выполнять задания без ошибок, не может сосредоточится на деталях, не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь; не доводит работу до конца. Гиперактивного ребенка невозможно удержать, он непременно хочет все посмотреть, потрогать, всюду залезть. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. У ребенка плохая слухоречевая память, он с трудом усваивает материал на слух. У этих детей часто дурное настроение их трудно вовлечь в учебную деятельность.
Что делать?
Должна вестись работа с рядом специалистов: неврологом, логопедом, психологом,. Невропатолог в первую очередь т. к. (должно быть медикаментозное лечение) после уже работа психолога и логопеда вместе.
Чего не делать! Нельзя нарушать режим дня ребенка, противопоказаны стрессовые, негативные ситуации, не рекомендуется просмотр агрессивных фильмов и мультфильмов. Ребенка должна окружать любовь близких, радость и спокойствие.