Ольга Лашина
Родительское собрание «Как научить ребенка говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание мотивации у родителей к совместными занятиям с детьми по ис-правлению и развитию речи. Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях.
Задачи:
• Познакомить родителей с основными компонентами речи;
Публикация «Родительское собрание „Как научить ребенка говорить правильно“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
• Познакомить с приемами работы по исправлению и развитию компонентов речи, доступных родителям в домашних условиях;
• познакомить с результатами логопедического обследования;
• обучить игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений.
• Настроить родителей на сотрудничество в работе по исправлению недостатков речевого развития.
• Рассказать родителям о специфике работы логопункта.
• Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.
Ход родительского собрания:
I. Знакомство
Здравствуйте, уважаемые родители! Разрешите представиться, меня зовут Лашина Ольга Сергеевна, и я работаю в детском саду учителем - логопедом. Как известно, главной задачей логопеда является коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Что такое коррекция?
Это исправление каких-либо нарушений. Но прежде чем нарушения исправлять, их необходимо выявить. И для этого в начале учебного года в детском саду проводится логопедическое обследование. Обследование проводится по всем разделам развития речи. Какие это разделы?
II. Теоретический блок.
1. Во-первых, это звуковая культура речи. (Слайд №2)
1.1 Произношение. Звуковая культура речи – это умение нормировано произносить звуки родного языка. По этому разделу, с помощью специального альбома (показ, проверяется звукопроизношение детей.
При нормальном развитии звуки у ребёнка появляются в определённой последова-тельности. Сначала появляются гласные звуки и звуки раннего онтогенеза Б, П, М, Н и т. д., затем свистящие звуки С, З, Ц, затем шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, затем соноры Л, Ль, Р, Рь.
При нормальном речевом развитии гласные звуки и звуки раннего онтогенеза должны сформироваться до 3 лет, свистящие звуки – в 3 года, шипящие – к четырём и соноры появляются к пяти годам.
Посмотрим, как обстоят дела со звукопроизношением у детей вашей группы:
• Звуки раннего онтогенеза произносят нормировано (Слайд № 3)
• Свистящие звуки (Слайд № 3)
• Шипящие звуки (Слайд № 3)
• Соноры (Слайд № 3)
1.2. Затем логопед проверяет у детей артикуляционную моторику. (Слайд 4)
1.3. Затем логопед проверяет у детей сформированность фонематических процессов, то есть умение различать звуки речи на слух. (Слайд № 5)
Теперь посмотрим результаты обследования:
• С заданием справились
• Затруднились с выполнением задания
1.4 Затем – сформированность звуко –слоговой структуры слова. Это искажение слогового состава слова. (Слайд № 6)
2. Следующий раздел речи, который проверяется при обследовании – это словарный запас (лексика). (Слайд № 7)*
Для того чтобы ребёнок мог разговаривать и общаться, у него должен быть достаточный запас слов: слов – предметов, слов – признаков и слов–действий.
Показ заданий по альбому обследования.
Теперь посмотрим результаты обследования:
• С заданием справились
• Затруднились с выполнением задания
3. (Слайд № 8) Но для того, чтобы красиво говорить, одного богатого словарного запаса мало. Необходимо уметь изменять слова по падежам, родам, числам, правильно согласовывать их друг с другом и строить из них предложения. Поэтому следующий раздел обследования - это развитие грамматического строя речи.
Теперь посмотрим результаты обследования:
• С заданием справились
• Затруднились с выполнением задания
4. И последнее, что смотрит логопед – это развитие связной речи. (Слайд № 9)
У ребёнка проверяется умение пересказать текст, составить рассказ по картинке, составить рассказ по серии сюжетных картинок.
Результаты обследования:
• С заданием справились
• Затруднились с выполнением задания
Вот перед нами появилась картина направления РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Глядя на которую видно, что в предстоящем учебном году нам необходимо будет усердно потрудиться над развитием речи наших деток. (Слайд № 10)
А сейчас я бы хотела познакомить вас с логопедическими заключениями, которые встречаются у детей. Итак: (Слайд № 11)
ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушено произношение нескольких звуков;
Фонематическое недоразвитие речи – нарушение фонематического слуха при нормальном звукопроизношении;
ЛГНР (лексико – грамматическое недоразвитие речи);
ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) – нарушено звукопроиз-ношение и снижен или не развит фонематический звук;
НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи) – незначительные наруше-ния во всех речевых компонентах;
ОНР (общее недоразвитие речи) – значимые нарушения во всех компонентах развития речи. Подразделяется на три уровня: 1 уровень – речь отсутствует или в речи отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; 2 уровень – речь малопонятная, сильно сокращенные слова, простая фраза; 3 уровень – речь довольно понятная, со множеством нарушений звукопроизношения, ограниченным словарным запасом и нарушениями в других компонентах речи.
III. Итак, перейдем к непосредственной работе логопеда:
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: (Слайд № 12)
I. Подготовительный этап.
Задачами данного этапа являются:
развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ). На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.
II. Этап постановки звука.
III. Этап автоматизации (закрепления) звука.
После постановки изолированного звука, следует продолжительный этап включения звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определен-ной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации звука занятия родителей с детьми по зада-нию логопеда необходимы.
YI. Этап дифференциации.
Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтан-ную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша). Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца;
- ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.
Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно :
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
IV.Практический блок (Слайд № 13)
1. Начнём со звуковой культуры речи.
Сегодня я хочу вам показать простые, но очень эффективные упражнения для развития артикуляционной моторики и речевого дыхания. Эти упражнения просты в исполнении и не требуют специальной подготовки. Выполнять их нужно ежедневно не более 5 мин.
Дыхательные упражнения (Слайд № 13)
(Слайд № 14)По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Цель проведения артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ре-бенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы само-стоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
ВИДЕО (Слайд № 16)
Игры на развитие фонематического слуха (Слайд № 17-20)
Игры на развитие лексики и грамматики (Слайд № 21-24)
Игры на развитие связной речи (Слайд № 25-26)
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, по-лезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой
Далее логопед раздает подготовленные рекомендации для детей, не попавших на занятия и для всех буклеты по проведению дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выслушивает и отвечает на вопросы родителей. Благодарит за внимание.