Галина Сергеевна Красильникова
Доклад на тему: «Будем говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
– Давай поговорим…
Пятый год – середина дошкольного периода. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. Влияние окружающих, той обстановки, где живёт ребёнок, имеет огромное значение. Чем старше ребёнок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живёт. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития!
Публикация «Доклад на тему: „Будем говорить правильно“» размещена в разделах
Начнём с чтения. Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребёнок послушал. Но ни о чём не спросил. Всё понял? Может быть и так. Но всё же лучше было бы обсудить с ребёнком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребёнка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000! Продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной: объясняем малышу новые названия, показываем соответствующие картинки, наблюдаем на улице, загадываем и отгадываем загадки, играем.
Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи. Ребёнку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Попробуйте предложить ему такие задания: «Продолжи узор», «Учимся штриховать», «Дорисуй», «Раскрась», «Обведи».
Давайте малышу поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Пусть ребёнок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовё т его: «карась, сом, утка». С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете: «Бабочка плавает, а рыбка летает», «Арбуз деревянный, а ящик спелый». Наверняка ребёнку понравится, если вы вовлечёте в игру какую-нибудь игрушку, которую надо будет поправлять, учить.
Когда вы играете с ребёнком, между вами идёт диалог. На пятом году ребёнок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребёнка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений.
Пересказываем, а затем играем, не забываем комментировать свои действия. Играя с ребёнком, давайте возможность малышу пофантазировать. Реализовать какие-то придумки.
Теперь надо научить ребёнка придумывать загадки или играть в «объяснялки». Попросите малыша описать какой-нибудь предмет, но не называть его. Причём ребёнок может рассказывать не только о признаках этого предмета, но и о том, как он используется, что делают с его помощью. На первых порах в роли загадывателя лучше выступать взрослому, а ребёнок будет отгадывать. ( например: «пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится, кто это?»).
На пятом году ваш ребёнок уже довольно часто пользуется сложными предложениями или их частями. Задавайте вопросы, побуждая ребёнка давать полный, развёрнутый ответ. Продолжайте знакомить ребёнка с предлогами, для этого давайте точные, конкретные поручения. ( например: «Возьми банку со стола и поставь её на подоконник»). Затем спросите, откуда была взята банка и куда поставлена. Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить несколько предметов в разных местах; пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится.
При формировании правильного звукопроизношения огромную роль играет ежедневная артикуляторная гимнастика. Для разных групп звуков существуют специальные комплексы артикуляторных упражнений. Выполнять их нужно ежедневно! Только в таком случае ваш малыш сможет быстро и эффективно овладеть новым звуком. Закрепляя правильное звукопроизношение в различных чистоговорках, скороговорках и потешках, вы одновременно должны стараться развивать и умение различать и воспринимать звуки (фонематическое восприятие). Не забывайте, что скоро ребёнку предстоит обучение грамоте, к этому нужно начинать готовить его уже сейчас. В этом вам помогут игры: «Покажи собачку, если услышишь в называемых мною словах звук «р»-рычание собачки», «Найди на картинке (на улице, на столе, в комнате) все предметы со звуком «ш». Помимо этого ребёнок учится говорить громче или тише, с разной интонацией, эмоциями, более или менее выразительно.
Итак, в норме к пяти годам ребё нок:
1. Обладает словарным запасом около 3000 слов
2. Знает свой адрес
3. Пользуется предложениями из 5-6 слов
4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
5. Умеет пересказывать
6. Правильно произносит практически все звуки
7. Определяет право-лево у себя, но не у других
8. Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
9. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
10. Считает до десяти
11. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ
– Хочу всё знать!
Вот ваш ребёнок и переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Предпоследняя ступенька перед школой. Конечно, кто-то пойдёт в школу с шести лет, кто-то с семи, а кто-то аж с семи с хвостиком, всё равно готовиться будут все. Всем предстоят разные испытания, все будут стараться, и родители, и дети, и мы, педагоги.
Помните, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра. Мудрые слова «учить, играя» не теряют своей актуальности.
Слова, постоянно пополняющие словарь ребёнка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребёнка.
В этом возрасте ребёнку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идёт о прилагательных в сравнительной степени (горячий - горячее, о наречиях (быстро, о передачи оттенков цвета (светло-коричневый). Вам придётся предоставлять ребёнку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать. Дайте ребёнку пощупать тёплую батарею, пусть степень её нагревания обозначается словом «горячий». А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Ребёнок обычно усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребёнка живому общению со словом, когда слово не является чем-то незыблемым, а представляет собой инструмент для выражения чувств, мыслей, то есть слово способно изменяться в зависимости от того, что ребёнок хочет сказать.
На шестом году жизни объём стихотворений, который вы решили разучить с ребёнком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребёнок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов.
Пора уже убедиться в том, что ребё нок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даёте, будет здесь подспорьем : «Достань карандаш из-под книжки». Предложите ребёнку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: «Откуда я вытащила куклу?» (из-за шкафа). Важно, чтобы ребёнок хорошо понимал, что вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребёнку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.
Ребёнку нравиться примерять к своей речи новые слова. Словообразование – великая вещь, и, если оно происходит правильно,
языковые (а не только речевые) возможности маленького человека стремительно растут. Задания вы можете давать ребёнку по ходу дела, например: «Посмотри, вот у нас большой стол. А вон там, около дивана, маленький … сто…лик». Вовлеките ребё нка в ясный ему и естественный диалог: «На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А что если это было вчера? (Бегал.)»
Ребёнок уже понятно и убедительно выражает свои мысли. Кроме того, выясняется, что он помнит, и, главное, может рассказать о том, что происходило в прошлом, например минувшим летом, когда всей семьёй ездили на юг. Старайтесь стимулировать рассказывание, как бы вы не были заняты, попробуйте находить время для общения. Ведь детство промчится так быстро, не успеете оглянуться, а ваш детсадовец стал студентом.
Несмотря на то, что словарный запас вашего ребёнка постоянно увеличивается, далеко не всё ещё ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами.
Много новых слов появляется именно потому, что ребёнок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится всё разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия.
Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения – вот чему мы сейчас учим малыша. Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребёнок подбирает противоположное.
Обычно такие задания ребёнок выполняет с удовольствием. Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.
Со словами можно и нужно играть, ведь ребёнку в дальнейшем в школе предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, несвязанных с практикой письма и чтения.
Итак, в норме к шести годам ребё нок:
1. Обладает словарём около 4000 слов.
2. Практически все звуки родного языка произносит правильно.
3. Умеет рассказывать и пересказывать
4. Помнит и может описать прошедшие события.
5. Пользуется сложными предложениями.
6. Употребляет все части речи.
7. Рисует, заштриховывает, обводит.
8. Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
9. Различает и дифференцирует звуки речи.