Вероника Музыченко
«День, прожитый в рифму». Речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
1. Предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным.
Итак, что же такое «речевая игра»? это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры.
Публикация «„День, прожитый в рифму“, Речевые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
Придумывая вместе с ребёнком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы привлекаем им интерес к художественному слову, желание рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки.
Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно-богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ребёнок, играя вместе с вами и выступая в разных ролях - избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.
Как играть в речевые игры
Принцип речевой игры прост : о чём говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения поговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте названия, например: «домик», «дерево». Если детям 2-4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.
Доказано. Что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.
2. Практическая часть (картотека игр)
К № 1 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ
Паучок.
На изогнутый сучок,
Сломанный, осенний,
Опустился паучок
(правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.)
С крестиком на спинке.
(указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.)
Свил уютный гамачок,
(пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.)
Сам – в сторонку
(пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.)
И молчок…
(правый указательный палец приложить к губам.)
Деревушка.
Два домишки,
(выставить два кулачка перед собой.)
Два дымишки,
(поднять большие пальцы)
У крыльца
(правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони)
Два деревца.
(поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы)
А глаза на озерца.
(«нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости)
Посерёдочке,
(сложить ладони вместе.)
Кто-то в лодочке,
Кто-то в лодочке.
(сложить ладони «лодочкой», покачать.)
К № 2 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в.
Замочек.
За морями,
(правой рукой сделать в воздухе волнообразное движение)
За горами,
(поднять руки над головой, соединив кончики пальцев.)
За железными столбами
(правую руку поднять вертикально, левой поддержать её за локоть.)
Стоит в поле теремок.
(сложить руки «домиком»)
На двери висит замок
(сцепить пальцы в «клубочек»)
Кто его открыть бы смог?
(сделать загадочное лицо)
Постучали, постучали,
(сцепив пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, покрутили,
(покрутить «клубочком» пальцев)
Потянули, потянули
(потянуть в разные стороны)
И открыли.
(широко развести руки.)
Апельсин.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
(соединить кончики пальцев обеих рук на уровне груди, широко расставив пальцы, как бы обнимая мячик)
Эта долька – для ежа,
(скрестить мизинцы)
Эта долька – для чижа,
(скрестить безымянные пальцы)
Эта долька – для утят,
(скрестить средние пальцы)
Эта долька – для котят,
(скрестить указательные пальцы)
Эта долька – для бобра,
(скрестить большие пальцы)
А для волка – кожура.
(соединив запястья, ладони развести в стороны «распустить цветком»)
Он сердит на нас – беда!
(соединив запястья, постучать кончиками пальцев друг о друга «пощёлкать зубами»)
Разбегайтесь кто куда!
(прижать ладони к ушам.)
К № 3 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ср. в.
Сороконожки.
Две сороконожки
Бежали по дорожке
(пальцами правой руки «бежать» по левой руке от запястья до плеча, одновременно пальцами левой руки «бежать» по правой руке)
И друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
(сцепить пальцы на затылке)
Что насилу их разняли.
(развести руки в стороны)
Садовники.
Большой пальчик
В сад за сливами пошёл.
(правую руку сжать в кулачок, отогнуть большой палец. Сгибая большой палец в верхнем суставе, ритмично передвигать кулачком справа налево «пройтись, покачивая головкой»)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(указательным пальцем указать вперёд)
Средний пальчик самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(отогнутым средним пальцем водить из стороны в сторону)
Безымянный поедает,
(отогнутый безымянный палец подносить ко рту, как ложку)
А мизинчик – господинчик
(полюбоваться мизинчиком.)
В землю косточки сажает.
В землю косточки сажает.
(левую руку с широко расставленными пальцами держать горизонтально, отогнутый мизинец правой руки опускать в промежутки между пальцами левой «сажать косточки»)
К № 4 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в.
Одуванчик.
Носит одуванчик (руки внизу, сжать пальцы в кулачки; пальцами рук сделать «шарик» соединить запястья и кончики пальцев обеих рук)
жёлтый (разъединить кончики пальцев (раскрыть цветок)
сарафанчик. (руки впереди вниз ладонями, обвести их вокруг себя)
Подрастёт - (руки внизу, перебирая пальцами, поднять руки вверх)
нарядится (руками провести вдоль туловища сверху вниз)
в беленькое (через стороны поднять руки вверх, и замкнуть пальцы, образовав большой шар)
платьице (руками провести вдоль туловища сверху вниз по бокам)
Лёгкое воздушное (руки внизу, от середины в стороны легко отбросить руки)
ветерку (помахать ладонями на себя)
послушное (погрозить указательным пальчиком)
В огороде.
В огороде, (сделать перед собой круг руками)
на дорожках (руки согнуть в локтях, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях движение ими вперёд)
растут (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе)
палочки (руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки напряжены)
с горошком. (указательные и большие пальцы рук делают кружочки)
А на грядках (горизонтально провести рукой движение слева направо)
низко - низко (руки по бокам туловища, ровные ладони обращены к полу, движение ими сверху вниз)
Под листом (округлую руку ладошкой вниз поднять над головой)
растёт (поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе)
редиска (кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с четырьмя другими на каждой руке)
К № 5 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в.
Снег.
Как (призывающий к вниманию жест указательным пальцем (рука согнута в локте, пальцы в кулаке)
На горке (показать горку обеими руками от середины сверху вниз)
Снег, снег (руки вверху, опускать руки, перебирая пальцами в воздухе)
А под (руки опустить вниз ладонями от себя)
Снегом (руки сверху опускать вниз, перебирая пальцами в воздухе)
Спит (руки «лодочкой» под щёку)
Медведь (руки кулачками прижать к голове пальцами от себя как «ушки»)
Тише, тише (жест внимания указательным пальцем, приближающимся к губам)
Не шуметь (погрозить указательным пальцем)
В огороде.
В огороде (руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд)
За забором (руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку»)
Поспевают (руки в бока, грудь и живот немного вперёд, «напыжиться»)
Помидоры (концы пальцев обеих рук соединены. Образовав «шарик»)
Держаться (сжать кулаки. Пальцы смотрят друг на друга)
За колышки (согнуть руки в локтях. Ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты)
Греются (поднять лицо вверх, как бы подставить солнцу)
На солнышке (руки поднять вверх. Слегка развести, потянуться к солнышку)
К № 6 РАССКАЗЫВАЕМ СТИХИ РУКАМИ ст. в
Тюлень.
Спит (руки сложить ладошками, поднести к щеке)
На льдине (руки опустить вниз, к «льдине» к полу)
Целый день (руками описать огромный круг перед собой
Толстый (руками упереться в бока, выгнуть вперёд живот)
Маленький (указательный и большой пальцы обеих рук свести почти вместе
Тюлень (руки, слегка согнутые в локтях, потянуть вперёд. Ладони вниз, пальцы сильно разведены в стороны)
У ленивого (руки внизу, слегка прижаты к туловищу, согнуты в кистях, пальцы – от туловища и соединены. Наклон влево)
Растяпы (наклон вправо)
Превратились в ласты (ладони к себе повернуть их от себя)
Лапы (повторить движение как бы показывая свои «ласты»
Грибок.
Влез (пальцы рук как бы цепляются за воздух перед собой)
Опёнок (руки над головой в замок, показать «шляпку»)
На пенёк (полуприсев, руки на колени)
Постоял (встать прямо, руки вдоль туловища)
Один денёк (поднять указательный палец перед собой (двойное движение от себя на каждое слово)
А потом склонился (голову опустить на грудь)
Чуть не свалился (наклонить ещё туловище и расслабить совсем руки (как плети)
Тоненький,тоненький (руки плотно прижать к бокам, вытянуться в струнку)
Ножка (руками провести вдоль туловища «ножки»)
Как соломинка (показать мизинец)