Чухнина Галина
Консультация педагогов «Приемы и техники, облегчающие запоминание стихов детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников особенно актуально в настоящий момент, когда дети все больше времени проводят наедине с гаджетами, родители заняты на работе и не всегда могут уделить достаточно внимания своему малышу, почитать с ним книги и просто поговорить на разные темы.
Важным для развития речи в обучающем и воспитательном плане является заучивание стихотворных текстов наизусть.
Когда ребенок учит стихи, развивается не только его речь, но и воображение, мышление, память, расширяется кругозор и словарный запас, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, формируется общий уровень культуры.
Публикация «Консультация педагогов „Приемы и техники, облегчающие запоминание стихов детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Воспитатели часто сталкиваются с такой проблемой : не все дети хорошо запоминают текст стихотворения. Почему? Трудно запомнить то, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Лучше всего запоминается то, что связано с эмоциональными переживаниями. Поэтому разучивание стихов должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым. Кроме эмоциональной памяти необходимо использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную.
Традиционная методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; разъяснение непонятных слов; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз).
Довольно часто педагоги и родители используют принцип «повторение – мать учения». Однако от частого повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений, для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию и превратить труд в любимый вид деятельности дошкольника – игру, можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания. При этом не стоит забывать о предварительной работе над стихотворением и только потом приступать к заучиванию.
ВАЖНО! Создать атмосферу игры и радостного настроения, не высказывая слов неодобрения или недовольства. Только позитивный настрой помогает и мотивирует детей справится с любыми трудностями.
1. Учим стихи по картинкам.
Подходит для заучивания стихов с самого раннего возраста. У детской памяти есть удивительное свойство - фотографичность. Зрительный образ при просмотре картинок, сопровождающих чтение стихотворения, позволяет значительно быстрее запомнить его содержание.
2. Учим стихи в движении.
Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его изобразить в движении, предлагая детям двигательные образы на слова текста, разыгрывая некую пантомиму. Дети должны понимать и представлять все предметы и действия с ними. Затем вместе с воспитателем малыши произносят слова и выполняют движения, в игре заучивая стихотворные строки.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, «приспосабливая» под любые виды деятельности.
Например, таким способом можно разучить стихотворение «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратился в толстый ком
(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)
И станет ком снеговиком
(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла
(Показывают на лице улыбку)
Два глаза шляпа нос метла
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка
(Медленно приседают)
Увы. И нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками)
3. Учим стихи построчно
Читая стихотворение, воспитатель устно «раздает» каждому по одной строчке, говоря: «Запомни и повтори». Далее сообщаются условия игры: «Повтори свою строчку, дотронься рукой до соседа слева. Он тоже повторяет свои слова и дотронется до следующего и так до конца».
Дети собираются в кружок по порядку строчек и игра начинается.
Учитывая то, что количество строк может не совпадать с количеством детей, можно организовать попеременное или двойное участие детей, организовав два круга, внешний и внутренний. Внутренний круг для чтения стихотворения. Можно разнообразить игру, после неоднократного повторения, предложив детям самостоятельно выходить в круг, услышав свою строчку.
«Раздавая» стихотворные строки, необходимо учитывать уровень памяти детей. Кому-то дать слова посложнее, кому-то попроще.
ВАЖНО! Помогать детям, затрудняющимся в воспроизведении своей строки, вполголоса подсказывая им слова. Необходимо ободрять и хвалить малышей, для создания позитивного настроения.
Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».
«Дни недели»
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
4. Прием «Ступеньки»
Каждую строку стихотворения делят по «Ступенькам», выделив их любым способом (гимнастические палки, веревочки, ленты и т. п.). Шагая по ступенькам, проговариваем строки стихотворения.
Для упрощения запоминания на каждую ступень кладут картинку, которая соответствует содержанию строки. Это может быть предмет, явление или действие, о котором идет речь.
5. Прием «Говори как…»
Этот прием основан на подражании голосам разных животных. Читаем четверостишия разными голосами. Это создает яркий игровой момент при заучивании.
6. «Ритмические рисунки»
Читая любое стихотворение, полезно отстукивать (отхлопывать) его ритм. Такой прием позволяет легче запомнить слова. Но для начала необходимо дать ребенку возможность запомнить сам ритмический рисунок и только потом наложить на него слова.
7. Мнемотехника
Ярким примером мнемотехники служит хорошо известная фраза: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», позволяющая безошибочно воспроизвести названия цветов радуги, цветового спектра.
Основной «секрет» мнемотехники в том, что человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
В дошкольном возрасте ребё нок овладевает образными средствами: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Мнемотаблицы (схемы) прекрасный дидактический материал в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете
Суть способа мнемотехники при разучивании стихотворений состоит с следующем :
- на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
- все стихотворение зарисовывается схематически;
- после этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки.
Для детей средней группы используются цветные или ч рно- белые картинки, а для старших детей - это изображения, составленные из геометрических фигур, знаков, условных обозначений.
«Мнемокнижка». Её принцип тот же самый: опираясь на мнемоквадраты, ребёнок рассказывает знакомые стихи. Книжки можно изготовить как для младших, так и для старших детей.
В подготовительной группе на занятии по развитию речи можно предложить ребятам изготовить такие книжки самостоятельно: пусть дети сами схематично зарисуют то или иное четверостишие в квадратах, вырежут их и наклеят на страничку. Но с данным заданием могут справиться те дети, которые знакомы с мнемотехникой.
Используя этот метод можно заучить стихотворение «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем во двор гулять.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
А потом домой пришли,
Суп поели, спать легли.
8. Метод «Ментальных карт» (маинд – карты, интеллект-карты)
Созвучен с методом мнемотехники тем, что используются картинки, изображения. С помощью маинд-карт разучивать с детьми любое стихотворение можно гораздо веселее.
Этот способ подойдет для разучивания стихов, в которых есть «главный герой»
Например:
«Где обедал, воробей?»
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
С. Маршак
Советы по составлению маинд-карт для заучивания стихов с дошкольниками :
- В центре страницы изображение главного героя
- От него расходятся линии, используя карандаши разного цвета
- Для каждого ответвления добавляются соответствующие иллюстрации по строкам стихотворения.