Щербакова Анна
Техники и приемы по использованию манной крупы «Манкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Манкотерапия
Всем известно, что дети обожают песочницу, они могут часами проводить там время, и игры с песком доставляют им искреннюю радость и удовольствие. Песок — структурированный и податливый материал. Научно доказано, что песок «заземляет» негативную энергию. У практикующих психологов существует прием песочной терапии. По их мнению, песок способен вызывать различные ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Ребенок далеко не всегда может выразить и сформулировать то, что с ним происходит, а посредством песка имеет возможность самовыражения. Можно позаимствовать и немного видоизменить этот прием. Знакомство с песочной терапией можно проводить, используя такой простой материал, как манка. Необычен он именно сферой использования. Впервые это не продукт для повседневного использования в кулинарии, а субстанция, имеющая такие свойства как сыпучесть, шероховатость, способность заполнять пространство, перемещаться, принимать разную форму и цвет, быть фоном для рисунка и т. д. Все это роднит манку с песком, кроме возможности ее увлажнять. Манка удобна для работы в группе, когда необходимо небольшое количество материала. Крупа легко стряхивается и не оставляет следов на одежде. Кроме того, манка успокаивающе действует на ребенка и способствует развитию воображения. Играть с манкой просто и легко с детьми разного возраста: от года до лет 5. Детям очень нравится «песочница» - контейнер с высокими бортиками синего цвета, который я наполняю манкой. Этот прием называется «манкотерапия». Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка", можно положить манку ненадолго в холодильник. Как и в песочной терапии, синий цвет символизирует небо и воду. Если вы проведете ладошкой по дну «песочницы», то у вас получится водоем с берегами. Вначале нужно ребенку объяснить, как работать с манкой. Возьмите фигурку куклы (волшебника или феи) и скажите, что он живет в этой стране и дорожит каждой крупинкой. Ни одна крупинка не должна выйти за пределы песочницы. Таким образом вы устанавливаете правила: работать с мелкой крупой нужно аккуратно. А дальше — все зависит от вашей фантазии. Тихо произнесите: «Сказка началась» и начните зачин сказки. Например: «В одной волшебной стране жила маленькая свинка и звали ее. Как ее звали?» – «Пигги!» – «И звали ее Пигги, - продолжаете вы. - Однажды она очень испугалась, потому что подул сильный ветер (аккуратно подуйте вместе с ребенком через соломинку) и нашей свинке стало холодно, а чуть позднее (добавьте небольшие ватные хлопья) все вокруг стало белым. Что это?» - спросите ребенка. – «Пошел снег! Ах, как холодно и голодно стало нашей свинке». – «Ваня, укрой меня», - просит Пигги. – «Ванечка, сделай из конструктора для свинки домик и покорми ее». – «А что она кушает?» - Корнеплоды». – «Ах, спасибо, ты меня спас от холода и голода», - благодарит свинка Ваню. И случилось волшебство: снег растаял (уберите его из песочницы, и вышло солнышко. Покажите нарисованное солнышко или сделайте его из расставленных в разные стороны пальцев рук. Вариации игр могут быть различными. Так можно обыграть любую тему: дикие и домашние животные, сезонные изменения в природе, части суток, транспорт, профессии. Для работы в песочнице вам потребуется много мелких игрушек. Очень хорошо подойдут для этой цели игрушки из «Киндер — сюрприза». Также я использую в песочнице «Блоки Дьенеша». Предложите провести человечка к домику. Объясните, что так он не сможет пройти, только по дорожке. Нарисуйте на листе «дорожку» из геометрических фигур, а ребенок по аналогии составит эту дорожку из блоков и таким образом смоделирует ее. Варианты дорожек нужно менять.
Публикация «Техники и приемы по использованию манной крупы „Манкотерапия“» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Манка – самая безопасная крупа. Поэтому начинать с ней играть никогда не рано. Даже если ребенок попробует ее, то ничего страшного не случится.
Развивающие игры с манной крупой :
Оставляем следы. Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток.
Ищем клад. В глубокий контейнер с манкой спрячьте мелкие предметы или картинку, а ребенок пусть ищет сокровища. Прячем в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Ребенок с удовольствием откапывает сокровища руками, граблями, кистью.
Варим суп. Сыплем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.
Готовим «лекарство». Дети любят размешивать ложкой. Во время игры в «доктора» предложите ребенку приготовить лекарство для «пациентов». У вас должны быть заранее приготовлены прозрачные небольшие баночки с плотно завинчивающимися крышками. Предложите добавить в баночку с небольшим количеством воды немного крупы. Что произойдет? Крупа осядет и через некоторое время увеличится в объеме. Она не растворяется в воде.
Пересыпаем. Для этой игры вам потребуются: прозрачная баночка, удобная ложка (например, из — под детского питания) и воронка. Пусть ребенок набирает крупу ложкой и пересыпает ее через воронку, которая устойчиво поставлена на пластиковую баночку. Обратите внимание, как пересыпаются крупинки.
Возьмите две мисочки. В одну насыпьте манку. Дайте ребенку ложку, чтобы он пересыпал с ее помощью крупу из одной миски в другую. Это развивает координацию движений и усидчивость. Также можно ее пересыпать из кувшинчика в кувшин (или использовать стаканы). Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку. Сыплем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки.
Сыплем, не заходя за линию. Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т. п., предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.
Просеиваем. Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.
Выкладываем дорожку. Зайчик не может добраться до морковки и ребенок с радостью приходит ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.
Ролевые игры. Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.
Осваиваем счет. Можно освоить счет посредством работы с манной крупой. Дайте задание: «Насыпь одну ложку крупы в баночку синего цвета, две ложки крупы в баночку желтого цвета, три ложки крупы в баночку красного цвета». Игру можно усложнять в зависимости от того, на каком уровне ребенок знает счет.
С 2 лет ребенок может рисовать манкой на подносе по вашей инструкции. Высыпаем манку на 3 - 4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить клеенку, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования. Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет детям массу положительных эмоций! Работу с манной крупой можно назвать как один из вариантов песочной анимации. Детям такое рисование нравиться, ведь работать можно руками, кисточкой только дополняя детали.
Кстати, манка лучше песка тем, что малышам, которые все любят пробовать на вкус, рисование манкой безопаснее, чем песком.
Попросите нарисовать вверху слева солнышко, посередине провести горизонтальную линию — это будет река. В верхнем правом углу нарисовать пальчиком облачко, а внизу — гусеницу. И так далее. Если ребенок в первое время будет затрудняться, помогите ему. Объясните, что сердечко находится слева. Пусть покажет левую ручку, левую ножку, левое ушко, затем те же части тела с правой стороны.
Польза от рисования манкой (песком)
Игры с сыпучими материалами положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, развивают мелкую моторику, сенсорное восприятие, мышление, фантазию, воображение, речь, мозг малыша. К тому же такой вид творчества действует успокаивающе на ребенка, что актуально для непоседливых малышей.
В процессе рисования манку можно зажимать в кулак, пересыпать с ладошки на ладошку, рисовать причудливые узоры пальчиками, ладошками. У деток постарше могут получиться настоящие картины из манной крупы : машины, деревья, солнышко, домики…. Ограничивается только фантазией малыша.
Подготовка к рисованию манкой (песком)
Первым делом возьмите то, на чем ребенок будет рисовать – это может быть поднос, широкая посуда.
Далее рассыпаем не толстым слоем манку на дно посуды (буквально 3-4 мм, иначе крохе будет сложнее рисовать) и вручаем ребенку.
Что и как рисовать манкой (песком) на подносе
Детям-дошкольникам еще достаточно сложно держать правильно карандаш, а пальчиком писать намного легче. Чтобы поддержать детский интерес, сделайте “цветную” манку : потрите в нее цветные мелки. Каждый цвет насыпьте в отдельные баночки. С этой же целью можно на дно подноса постелить цветной картон, насыпать сверху манки и рисовать пальчиками.
Рисовать можно все, что нравится – транспорт, дома. Людей, птиц, животных. Можно водить пальчиком и вырисовывать точечки, волнышки, палочки, кружочки…В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Можно взять маленькие камушки, бусины, фасоль и выкладывать из них узор на подносе с манкой. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики у детей в возрасте от 1 года до 3 лет.
Варианты рисования на манке :
1. Изучения букв и цифр.
Волшебство манки в том, что нет необходимости что-то стирать, достаточно снова разровнять манку на подносе. Часто такой подход используют при изучении букв и цифр. Перед ребенком ставят карточки с изображением буквы (цифры, а он рисует их на манке. Это занятие весьма увлекательное и долгое. Можно это делать пальчиком, а можно с помощью трубочки от коктейля или линейки.
Заготовьте карточки, на которых нарисованы достаточно крупные и широкие контуры цифр и букв. Возьмите клеящий карандаш, попросите ребенка провести внутри контура клеем, затем он должен сверху присыпать манную крупу так, чтобы крупинки остались внутри контура. Можно украсить посыпкой для кондитерских изделий. Будет очень красиво! А польза для развития мелкой моторики — несомненная!
2. "Поиск клада" и рисование крупой на манке.
Можно спрятать в манку немного цветного риса, и дать ребенку найти цветные зерна, можно рисовать на манке с помощью этого риса узоры. Манкография - занимательное занятие.
3. Тренажер для развития речи.
При помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно приклеить и закопать! Ребенок в восторге от находки.
4. Рисование на манке.
Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с воспитателем рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т. д.
5. Лабиринт. Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.
6. Аппликации. Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыплем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.
Цветной песок из манки для аппликации :
Нам понадобятся:
- манная крупа
- пищевые красители
- вода
- миска
- блендер
Растворяем в миске пищевой красители с небольшим количеством воды. Добавляем манку и перемешиваем. Подкрашенную массу засыпаем в блендер. Пара секунд и цветной «песок» из манки готов. Повторяем процедуру для того количества красителей, которые есть в вашем распоряжении.
Теперь можно творить и создавать свои волшебные шедевры.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Внимание! Во время игр с манкой не оставляйте детей без присмотра. Помните, что дети в раннем возрасте все тащат в рот, так что будьте внимательны и не разрешайте ребенку есть сырую крупу, особенно окрашенную.