Анна Филиппова
Консультация «Пальчиковые игры для развития математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальцевый счет» является наиболее ранним счетом в онто- и филогенетическом развитии человека. Роль «пальцевого счета» в развитии количественных представлений на начальном этапе становления математики велика. В одной из своих лекций известный ученый-психолог П. Я. Гальперин сказал: «Пальцы — это ведь великолепный счетный материал, это, собственно, русские счеты: имеется десяток, в нем четко отличается одна пятерка от другой. На пальцах очень хорошо считать.»
Публикация «Консультация „Пальчиковые игры для развития математических представлений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Да, пальцы можно с полным основанием назвать первым счетным прибором, который ребенок начинает использовать уже в младшем дошкольном возрасте. Дети в норме овладевают счетом на пальцах в период раннего развития и пользуются им как основным видом счетной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте. Если у ребенка возникают проблемы в овладении счетной деятельностью, то время использования «пальцевого счета» значительно увеличивается.
Поэтому в народной педагогике столь важная роль отводится пальчиковым играм. Многие из них интересны и содержательны в плане математического развития детей. Об этом свидетельствуют народные песенки, потешки, переклички.
В связи с этим на начальном этапе формирования представлений о количестве рекомендуется использовать игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Детей учат наблюдать за различными движениями рук взрослого, куклы (с помощью взрослого, за движениями своих рук, за совместными движениями своих рук и рук педагога. В этом случае взрослый берет руку (руки) ребенка в свои и вместе с ним производит различные движения: сжимает пальчики ребенка в кулачок, вытягивает один, два и т. д. пальчика вперед, прикладывает пальчик ребенка к различным предметам. При этом он осуществляет счетные действия или называет различные геометрические фигуры, игрушки, указывая на них пальчиком ребенка. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихотворений, прозаических текстов, которые отражают содержание действий. Например, обучая ребенка указательному жесту, который в то же время символизирует количество один (указательный палец вытянут вперед, остальные сжаты в кулачок, взрослый рассказывает потешку «Баю-баю, баю-баю.» и др.
Формируя у детей представления о некотором количестве, которое можно изобразить с помощью пальцев, взрослый может рассказать ребенку народную попевку «Перекликание петухов», сопровождая рассказ показом количества петухов на пальцах (перед игровым упражнением ребенок сжимает пальцы рук в кулачки) :
Первый петух. Каково спа-а-а-л? (Показывается указа тельный палец правой руки.)
Второй петух. Расскажи на-а-ам! (Показывается средний палец правой руки.)
Третий петух. Всем вставать ва-а-ам! (Показывается безымянный палец правой руки.)
Куры. Да, да, да, да, да! (Разжимаются все пальцы левой руки и в такт слову «да» снова сжимаются и разжимаются.)
После игры педагог спрашивает ребенка:
— Сколько было петушков? (Три петушка.)
— Сколько ты показал пальчиков? (Три пальчика.)
— А ты считал пальчики, когда показывал, как отвечают курочки? (Нет.)
— Сколько было курочек? (Много.)
— Их можно сосчитать? (Нет.)
Для формирования некоторых общих принципов счета детям предлагаются игры типа «Посмотри, покажи и скажи, что правильно, а что неправильно делает кукла». С помощью таких упражнений у детей вырабатывается представление об устойчивости порядка счета и о последовательности указательных движений пальцем при пересчете предметов.
Овладение навыками счета с опорой на наглядный материал позволяет детям выделять определенное количество предметов из множества, соотносить это количество с количеством пальцев, называть его после пересчета и итогового обводящего движения рукой. При этом необходимо учить детей соблюдать последовательность действий, отраженную в инструкции.
1. Положи левую руку рядом с игрушками (если дети путают руки, на левой руке завязывается ленточка, надевается цветная резинка, браслетик и т. п.).
2. Подними правую руку, прикасаясь пальчиком к каждой игрушке, посчитай, сколько здесь игрушек (матрешек, грибов, елок и т. д.).
3. Обведи все сосчитанные игрушки правой рукой.
4. Скажи, сколько всего игрушек.
5. Покажи столько пальчиков, сколько игрушек.
Алгоритм действий дает взрослый. Большинство детей усваивает его достаточно легко и быстро. Для тех, кому сложно удержать в памяти порядок действий, можно предложить диктантные условия, то есть инструкция дается сначала к первому действию, и ребенок его выполняет, затем ко второму, которое также выполняется ребенком, затем к третьему и т. д.
Несмотря на важность этапа «пальцевого счета» в математическом развитии детей, следует следить за тем, чтобы он не затянулся по времени и не превратился в определенный барьер при переходе к счету «в уме».
Кроме собственно «пальцевого счета», в игровых упражнениях дети учатся соотносить количество пальцев и соответствующие цифры, если, конечно, они знакомы детям.
Для пальчиковых игр с математическим содержанием, которые вводятся в структуру занятий с детьми уже в среднем дошкольном возрасте, можно использовать различный иллюстративный материал, например, фотографии руки и рисунки рук, показывающих то или иное количество пальцев. Помимо этого, дети могут сами обводить свои ладошки с растопыренными пальчиками или в позиции, соответствующей определенному заданию. К примеру, педагог просит показать и обвести один пальчик. В этом случае дети вытягивают один пальчик, а остальные сжимают в кулак, кладут руку в таком положении на лист бумаги и обводят ее сами или с помощью взрослого.
Дети очень любят игры с пальчиками и красками. Например, они опускают горизонтально вытянутые пальцы в ёмкость с краской и прикладывают определенное количество пальцев к листу бумаги. К получившимся оттискам они прикладывают соответствующие цифры или такое же количество картинок, геометрических фигур и т. п. В упражнениях с красками можно использовать литературные произведения (короткие стихи, сказки, рассказы, в которых упо-минается определенное количество чего-либо. Дети, слушая воспитателя, опускают указательный палец в краску, делают на листах бумаги такое количество оттисков, которое соответствует, названному.
При формировании количественных и временных представлений детей хороший результат дают игры на соотнесение пальцев с днями недели. При этом дети показывают количество пальцев, обозначающее какой-либо день недели: понедельник — один палец, вторник — два пальца и т. д. Для показа всей недельки ребенок использует пальцы обеих рук. Например, рассказывая стихотворение о днях недели, педагог просит детей по ходу его рассказа показывать пальцы — дни не-дели. В этой игре можно использовать картинки или фотографии с изображением пальцев рук в натуральную величину, которые ребенок последовательно выкладывает перед собой по ходу рассказывания стихотворения. (Варианты таких упражнений представлены в тетрадях «Математическая мозаика»*). «Пальцевый счет» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания и позволяет перейти к развитию данных понятий с помощью различных вариантов горизонтальных и вертикальных счетов (варианты абака). Сначала дети знакомятся с вертикальными счетами. Они конструируют их сами, надевая на штырьки соответствующее числовой по-следовательности количество предметов (шариков, кубов, призм). В ходе занятий используются различные дидактические пособия: вертикальные счеты с шарами, треугольными призмами или кубиками; вертикальные счеты с кубиками, имеющими различную окраску граней (красная, синяя, желтая и зеленая); игровой модуль «Пирамида»; числовые карточки с линейным или произвольным расположением изображенных на них элементов и др.
Примеры игр с пальчиками
«Сколько тебе лет?»
(Возраст детей — от пяти лет)
Для игры потребуются картинки, на которых изображены руки с определенным количеством вытянутых пальцев. Остальные пальцы сжаты в кулак («Математическая мозаика», № 1).
Взрослый предлагает ребенку картинки, на которых нарисованы различные количества вытянутых пальцев и обозначено место для цифры. Педагог просит ребенка показать на пальчиках, сколько ему лет. Затем выбрать такую же картинку и нарисовать цифру, соответствующую его возрасту и количеству изображенных на рисунке пальчиков.
«Следы на песке»
(Возраст детей — от четырех лет)
Для игры понадобится бубен и поднос с песком (крупой).
Вариант 1. Взрослый просит ребенка послушать и сосчитать удары бубна, а затем показать это количество на пальцах сначала правой, а затем левой руки. После этого ребе нок опускает в песок (крупу) кончики пальцев, с помощью которых он показывал количество ударов. С правой стороны подноса он опускает пальцы правой руки, а с левой стороны подноса — левой руки. На песке (крупе) остаются следы от пальчиков. Затем ребенок зрительно соотносит количество следов справа и слева и объясняет, почему следов оказалось одинаковое количество. Может ли быть по-другому, если пальчики показывали одно и то же количество.
Вариант 2. Взрослый просит ребенка послушать и сосчитать удары бубна, показав количество ударов на пальчиках правой руки. Затем ребенок опускает эти пальчики в песок (крупу) справа, оставляя определенное количество следов. После этого педагог снова ударяет по бубну, но уже на один или два удара больше или меньше, чем перед этим. Это количество ударов ребенок показывает пальчиками левой руки и также опускает их в песок (крупу) слева от себя. Педагог предлагает сравнить количество следов справа и слева, назвать их, при необходимости еще раз проверить на слух, а затем уравнять их (стереть лишние следы или нанести недостающие).
«Прятки»
(Возраст детей — от пяти лет)
Для игры потребуются платочек или вязаный (матерчатый) колпачок размером 20 х 20 см.
Вариант 1. Взрослый предлагает ребенку поиграть в прятки. Прятаться будут пальчики (сжиматься в кулачок, но не все пальчики, а столько, сколько попросит взрослый, а затем пожелает сам ребенок. Играть можно, сжимая пальчики на одной руке или на обеих руках. Педагог говорит: «Спрятались два пальчика на правой руке». Ребенок выполняет действие (чаще всего дети начинают сжимать в кулачок и пальчики, расположенные рядом). Тогда взрослый предлагает прятать разные пальчики, например указательный и мизинчик или безымянный и большой. Когда ребенок проиграет все варианты, как можно спрятать два пальчика на правой, а затем на левой руке, игра продолжается с другим количеством пальцев.
Вариант 2. Один ребенок прикрывает платочком или колпачком руку с определенным количеством сжатых пальчиков, а другой ребенок ощупывает вытянутые пальчики и говорит, сколько пальчиков спряталось.