Махруткина Оксана
Консультация падежи «Кто-Что? Кого-чего?»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь у ребенка старшего дошкольного возраста считается достаточно сформированной, если он владеет всей системой родного языка: может говорить, излагать свои мысли связно, легко строит развернутые сложные предложения, без труда пересказывает рассказы и сказки, легко воспроизводит многосложные слова, правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет 4-5 тыс слов. На что же должны быть направлены занятия, если будущий школьник имеет хорошо развитую речь? Русский язык имеет такое разнообразие падежных форм, такое разнообразие окончаний при согласовании прилагательных и числительных в родах и падежах, что даже младшие школьники не всегда их правильно употребляют, а это, несомненно, скажется на письме в школе. Для этого необходимо провести небольшое исследование, которое поможет оценить, насколько правильно употребляет ваш ребенок окончания в словах разного рода в разных падежах.
Публикация «Консультация падежи „Кто-Что? Кого-чего?“» размещена в разделах
Упражнение 1 «Щенки»
Взрослый начинает предложение, а ребенок должен его закончить
Именительный падеж. Предложите сосчитать щенков, каждый раз добавляя к числительному оба прилагательных: один бойкий, озорной щенок, два бойких озорных щенка и т. д.
Родительный падеж. Как-то раз щенки разыгрались и спрятались от мамы- собаки. Смотрит она вокруг – нет …кого? (бойких, озорных щенят
Дательный падеж. Когда щенки подросли, собака стала приносить косточки кому? (бойким, озорным щенкам)
Винительный. Собака очень сильно любила своих …кого? (бойких, озорных щенков)
Творительный. Она часто играла …с кем? (с бойкими, озорными щенками)
Предложный. И постоянно заботилась…. о ком? (о бойких, озорных щенках)
Упражнение 2 «Машинка»
На день рождения Коле подарили большую грузовую машину.
Именительный падеж. Мальчику очень понравился …что? (большая грузовая машина)
Родительный падеж. А у друга Мити не было такого…чего? (большой грузовой машины)
Дательный падеж. Один раз, когда Коля играл во дворе, Митя подошел …к чему? (большой грузовой машине)
Винительный падеж. Коля сказал Мите, какая у тебя замечательная. что? (большая, грузовая машина)
Творительный падеж. Коля улыбнулся и предложил: «Давай вместе играть …с чем? (с большой, грузовой машиной)
Предложный падеж. Вот какая история … о чем? (о большой, грузовой машине)
Упражнение 3 «Кукла»
Кате купили красивую, пластмассовую куклу.
Именительный падеж. Кате очень понравилась …что? (красивая, пластмассовая кукла)
Родительный падеж. А у сестренки Оли не было…чего? (красивой, пластмассовой куклы)
Дательный падеж. Один раз Катя играла во дворе на скамейке, Оля подошла … к чему? (к красивой, пластмассовой кукле)
Винительный падеж. Оля сказала, какая у тебя замечательная…что? (красивая, пластмассовая кукла)
Творительный падеж. Катя улыбнулась и предложила: «Давай, вместе играть … с чем? (с красивой, пластмассовой куклой)
Предложный падеж. Вот, какая история… о чем? (о красивой, пластмассовой кукле)
Наиболее абстрактная часть речи и наименее пополняемая детьми самостоятельно в спонтанной речи – это имя прилагательное. Становление этой части речи у детей происходит позднее остальных. Использование таких специальных игр и упражнений позволяет повысить уровень развития активного словаря прилагательных.