Валентина Барабанова
Консультация «Особенности профессий родителей воспитанников через систему тематических экскурсий»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Особенности профессий родителей воспитанников
через систему тематических экскурсий»
Подготовила: Барабанова В. А., воспитатель МАДОУ-32 г. Владивостока
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО и входит в социально-коммуникативное развитие. Знакомство детей с трудом взрослых - это средство формирования системных знаний, социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь.
Публикация «Консультация „Особенности профессий родителей воспитанников через систему тематических экскурсий“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Консультации
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Цель ознакомления детей с трудом взрослых: дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Методы ознакомления детей с особенностями профессий родителей :
1. Рассказ о профессии в своей семье.
Рассказ о профессиях поможет ребенку больше узнать о собственной семье. Особенно интересны будут рассказы о профессиональной деятельности прабабушек и прадедушек, дедушек и бабушек. Историю можно проиллюстрировать фотографиями, грамотами или даже трудовой книжкой.
При рассказе о профессиях нужно помнить несколько правил:
никогда не делить профессию на хорошую и плохую; престижную и не очень;
ребенок должен осознавать важность любого труда и уважать каждую профессию; не упоминать о размере заработной платы;
преподносить информацию с положительными эмоциями, чтобы у ребенка сложилось приятное отношение ко всем профессиям.
2. Знакомство с профессиями по дороге в детский сад или на прогулке.
Чтобы рассказать ребенку о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать, рассказать о данной деятельности и используемых инструментах. Например: увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии.
Вернулись в детский сад или домой, соответственно воспитатель или родители еще раз вспоминают людей каких профессий встретили сегодня, предложить ребенку нарисовать увиденное. Такая методика отлично подойдет для детей от 3 до 6 лет.
3. Чтение художественной литературы.
Многие детские поэты и писатели рассказывали и делились своими знаниями о профессиях через художественное слово в своих произведениях:
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
В. Маяковский «Кем быть?»
А. Барто «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач»
С. Михалков «Парикмахер», «Дядя Степа»
Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер»
С. Чертков. Детям о профессиях : «Пограничник», «Доярка», «Фокусник» «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.
Читая произведение и показывая иллюстрацию, доступно объясните ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.
4. Сюжетно - ролевые игры.
Можно предложить сюжетную игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить атрибутику: например, для игры в учителя дать ребенку палочку-указку; для учителя - книги, оформить школьную доску, а самому сесть за стол.
В процессе сюжетно - ролевой игры можно использовать такие предметы - заместители: пуговицы под видом таблеток, нарезанные из картона знаки дорожного движения или купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).
Игры в самостоятельной непринужденной форме познакомят ребенка с особенностями профессий и направлены на развитие фантазии, воображения.
Например: игра «Назови профессии». Можно играть в течение всего дня. Рассматриваем и обсуждаем все предметы, которые попадают в поле зрения ребенка.
Завтрак. Предложите посмотреть, что у вас на столе: омлет, бутерброд, чай. Поговорите о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйцо, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Люди каких профессий вырастили и собрали урожай, смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа?
Таким образом, развиваются знания об окружающем мире, память, мышление.
5. Мультфильмы и развивающие видеоролики.
Мультфильмы в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.
Показ презентаций о людях героических профессий (для детей 5-7 лет)
спасатели,
полицейские,
пожарные,
врачи,
летчики,
военные,
машинисты поездов и другие.
6. Дидактический материал «Детям о профессиях».
Производители игрушек, дидактических материалов, наглядностей предлагают разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.
Рассматривая изображения вместе с ребенком, при помощи наводящих вопросов, обсудить внешний вид работника и аксессуары.
При любом методе знакомства с профессиями нужно соблюдать следующий алгоритм:
Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький рассказ о том, что именно делает тот или иной специалист.
Описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского сада или ресторана и прочее.
Познакомить ребенка с атрибутикой, спецодеждой и дать сравнительную характеристику: как одет полицейский, а как - пожарный, машинист поезда; полицейскому нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
Описать, по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих:
повар - варит, журналист - берет интервью, клоун - развлекает публику и т. д.
Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленный обед, вылеченный зуб.
В конце беседы рассказать о значимости, полезности и необходимости труда
одного человека для других.
Обучайте и играйте с удовольствием!