Людмила Чебанова
Консультация для родителей «Особенности характера ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Мы знаем, что дети были, есть и будут разными по характеру, поведению, отношению к окружающему миру. С одной стороны, есть отважные, смелые, великодушные, справедливые дети. Но в своем психологическом проявлении дети бывают и молчунами, и лгунишками, и плаксами, и шустриками, и мямлями и так далее. Своими страхами, враньем или неудержимой болтовней они доставляют массу проблем себе и родителям. Обычная реакция взрослых – или отчаянная борьба с этими пороками (от наказаний до походов по врачам) и постоянное недовольство ребенком, или жизнеутверждающий оптимизм (перерастет – сам разберется). Все эти проявления у ребенка говорят о его внутренних проблемах. И помогать ему нужно обязательно, только очень тактично, терпеливо, помня, что ваш ребенок – это личность, человек со своим правом на собственный жизненный опыт и мировоззрение.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности характера ребенка“» размещена в разделах
Молчуны
Такие дети встречаются довольно часто. Невротическое отклонение, которым они страдают, называют избирательным мутизмом. Ребенок молчит не со всеми, но вступает в словесный контакт с ограниченным кругом людей. Нужно отметить, что таких детей как можно раньше нужно повести к невропатологу и психологу. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не разберутся сами и не будут действовать вместе со специалистами. Следует отметить, что дети-молчуны не всегда застенчивы. Это дети с сильным характером, волей и даже упрямством. Они очень внимательны, все видят, слышат и понимают. А внимательны для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию, чтобы в дальнейшем манипулировать окружающими их людьми. На языке психологии это «скрытое стремление к лидерству». Первопричины отказа от речи могут быть различные. Это и собственно нарушения в речи, а дети с высоким интеллектом уже могут сопоставлять свою затрудненную речь с нормальной речью сверстников и взрослых. Как правило, молчунам хочется главенствовать, но не всегда получается. Значит, надо обратить на себя внимание любой ценой, пусть даже заговором молчания. Что же следует делать в таких случаях:
- вводить таких детей в коллектив сверстников;
- всемерно поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы;
- такой ребенок должен почувствовать, что победил не взрослый, а он сам;
- постоянно создавать специальные ситуации, вынуждающие молчуна говорить, например, приводить ребенка в магазин, в отдел игрушек, сладостей, где он попросит что-нибудь купить.
Плаксы
Что дети часто плачут и плачут из-за всяких пустяков – явление вполне нормальное. Как такого плаксу закалить и воспитать из него «настоящего мужчину» или женщину, способную выдержать тяготы жизни? К сожалению, простого решения нет. Дети становятся уравновешенными, выносливыми постепенно, только опираясь на воспитание, которое мы им даем.
Что мы имеем в виду?
- Не использовать принудительные меры, т. к. они вызывают еще большее напряжение и отнимают у ребенка уверенность, ослабляют нервную систему;
- обратиться к воспоминаниям своего детства, подумать, не напоминает ли поведение ребенка ваше собственное, возможно, что плаксивость – это глубоко укорененная черта личности, которая, как правило, переходит от одного поколения к другому. И тогда мы делаем вывод, что со временем подобная плаксивость проходит;
- лихорадочно не успокаивать и утешать, а пытаться переключить внимание ребенка на какую-нибудь иную деятельность, например, игру; ребенок быстро успокоится, если придется думать о чем-то другом.
В преобладающем большинстве случаев плаксивость с возрастом проходит, и дети вырастают нормальными взрослыми людьми. Конечно, чувствительность не делает их жизнь легче, но зато у них богаче эмоциональный мир, их жизнь полна впечатлений.
Мямлики
«Сколько раз повторять», «Ты опять последний», «Считаю до пяти» - дети-мямлики слышат это от родителей бесконечное количество раз. Первопричиной такого поведения вашего малыша является кислородное голодание головного мозга ребенка в период беременности, токсикозы, перенесенные мамой инфекции, воздействия табака, алкоголя, некоторых лекарств, родовые травмы. Все это приводит к появлению либо шустриков (гиперактивных детей, либо мямликов (гипоактивных детей). У ребенка с гиподинамическим синдромом повреждены подкорковые структуры головного мозга, он заторможен и вял. Реже такое явление бывает приобретенным. Гипоактивное поведение нередко формируется под воздействием категоричных родителей. Обычно нетерпеливые родители, замечая сопротивление своего ребенка, усиливают нажим на него. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны сделать его невротиком.
Коррекционная работа состоит в следующем:
- предлагайте мямликам свою эпизодическую помощь во всем: одевании, раздевании, кормлении, выполнении умственных заданий; постепенно уменьшайте степень своего участия;
- почаще хвалите ребенка, не позволяйте не верить себе или ему в успех;
- систематически предлагайте медленным детям игры и действия в «уме», т. к. ребенок-мямлик вначале продумывает действия, а затем их выполняет;
- проводите упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- можно проводить различного рода соревнования и конкурсы взрослых и детей: кто быстрее оденется, разденется и т. д. Естественно, что взрослые подыгрывают своим детям, но дошкольники в силу своих психологических возможностей этого просто не замечают, а стараются выиграть, получая при этом похвалу;
- мямлики в силу своей нерасторопности тяготеют к играм малоподвижного характера: к мозаикам, настольно-печатным, а также к чтению, письму раскраскам. У таких детей мысли идут впереди движений. Нерасторопность может помешать мямликам стать в школе отличниками. Поэтому на помощь должен прийти систематический детский труд. Приучите ваших детей вешать одежду на место, гигиенические принадлежности содержать в порядке, следить за своим внешним видом, содержать игрушки и стол в полном порядке. В этих случаях развиваются руки, координируются движения рук и ног, появляется ловкость.
Шустрики
Откуда берутся шустрики? Причин может быть множество: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Конечно, бывает и нормальный (без патологии) реактивный ребенок. Все это определяет врач. Взрослым трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Часто таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Шустрикам нелегко дается учение, особенно процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует продолжительного зрительного восприятия).
Есть несколько рекомендаций, которые могут быть полезны родителям:
- старайтесь всегда говорить медленно и спокойно;
- старайтесь держать себя в руках, избегать скандалов. Реагируйте на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка.
- избегайте непрерывных одергиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и т. п. ;
- ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий и т. д. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни;
- давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, ясными и четкими разъяснениями. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных.
- дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания.
- создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делайте что-нибудь одно, например, когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; когда он делает уроки, выключите телевизор;
- если ребенок заслужил, наказывайте его, только педагогичными мерами. Он тоже должен отвечать за свое поведение.
Главное, будьте последовательны и постоянны и принимайте ребенка таким, какой он есть.