Ананьева Дарья Олеговна
Консультация «Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к посуде для детей
Посуда, предназначенная для детей, должна быть изготовлена из экологически чистого и безопасного для организма сырья. Самыми подходящими материалами являются фаянс и фарфор. Керамические изделия – слишком тяжелы для ребёнка, стеклянные – быстро бьются, а алюминиевые и пластмассовые – вредны для здоровья.
Важно отметить, что персонал не должен питаться из детской посуды.
Публикация «Консультация „Организация процесса питания и сервировки стола в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Сервировка стола
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь тарелки среднего размера (на 300 - 400 г).Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные и для вторых блюд.
Бокал, исходя из необходимого объема порции, должен вмещать не менее 180 мл для детей от 1 года до 3 лет, а для детей от 3 до 7 лет не менее 200 мл.
Ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные - столовые. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Введение столовых приборов осуществляется следующим образом:
-младшая группа со второй половины учебного года вводится – вилка;
-средняя группа со второй половины учебного года или старшая с начала учебного года вводятся – нож. В старшей и подготовительной группе совершенствуются навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож).
Основные правила сервировка стола
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. Эстетическое оформление стола привлекает внимание детей к блюдам, повышает аппетит, формирует эстетический их вкус.
Существует определенный алгоритм сервировки стола, который может незначительно меняться в зависимости от возрастного состава группы:
-сначала на стол ставится салфетница;
-затем горячий напиток (чтобы он успел остыть);
-после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту;
-завершающий этап – еда.
Безусловно, важно познакомить детей с предметами посуды. Эффективность занятий с детьми во многом зависит от качества наглядного материала. Картинки с изображением посуды помогут разобраться в её видах, запомнить название каждого предмета.
Чтобы детям было проще разобраться, всю посуду делят на 3 группы:
-чайная, предназначенная для чаепития;
-столовая – тарелки, вилки, блюда и т. п. ;
-кухонная, используемая в процессе приготовления пищи.
К завтраку стол сервируется следующим образом:
-на середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом (или масленка, салфетница;
-затем раскладывают ложки или вилки (в зависимости от блюда и возраста воспитанников, ножи для масла (для детей старшего дошкольного возраста): вилка (ложка) с левой стороны, нож – справа; если нет ножей – справа ложка или вилка;
-чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей.
К обеду стол сервируется следующим образом:
-на середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.
-затем раскладывают ложки, вилки, ножи: вилки с левой стороны, нож и ложка -справа; если нет ножей – справа ложка и вилка.
-чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей.
Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол.
Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол.
Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.
Следует обратить внимание, что в старшем дошкольном возраста список столовых приборов расширяется – появляются целых два ножа: для еды и для масла. За столом на ребенка должно приходиться около 50 сантиметров, чтобы детям было комфортно.
При помощи ножа разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши. То, что легко разделать вилкой, едят без ножа, например, вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.
Воспитание культуры еды
Задачи воспитателя младшей группы: формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, полоскать рот после еды.
Задачи воспитателя средней группы: совершенствование навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды.
Задачи воспитателя старшей группы: совершенствование культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом, есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Задачи воспитателя подготовительной к школе группы: закреплять умения аккуратно пользоваться столовыми приборами; обращаться с просьбой, благодарить.
Как пользоваться столовыми приборами
Столовыми приборами учим пользоваться в европейской манере: нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, суфле, желе, ягоды, пудинг.
Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или специально подготовленный контейнер, если пища не доедена, рядом с тарелкой.
Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: чесаться, ковырять в зубах, жевать с открытым ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы, набивать до отказа рот;
Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке;
Салаты, овощи (начиная со старшей группы) есть с помощью ножа и вилки, под-девая порцию, держа вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать.
Кашу, омлет, нежное суфле, пудинг разрешается есть десертной ложкой.
Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).
Фрукты едят по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но до-пускается есть яблоко целиком.
Масло, джем на хлеб (батон) дети намазывают сами (начиная со старшей группы).
Пироги, печенья, пряники дети едят, держа их в руке.
Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.