Екатерина Кононова
Консультация «Роль отца в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Личность отца оказывает на детей большое внимание и часто бывает невосполнимый пробел в воспитании ребёнка не знающего отцовской ласки, его заботы и внимания.
Публикация «Консультация „Роль отца в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
“Отец - самый родной, самый дорогой для ребёнка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни. В отцовстве - великая миссия преемственность поколений, нравственного совершенствования в новой, созданной отцом и матерью личности” - эти слова пренадлежат замечательному педагогу В. А. Сухолинскому. Стоит вдуматься какой глубокий в них смысл.
Наиболее распространённой до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.
В наше время, современный папа часто становится чем-то мифическим, непонятным, недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то “на работе” занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда на компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходит мимо внимания ребёнка. Отец - не партнёр, не друг, а некая карающая инстанция. “Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться” - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от внимания детей похоже, являются стереотипом “нашей культуры. ”
Установка на отстранённость часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры, проявятся впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребёнка доверия и привязанности к отцу.
В наши дни любовь отца к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребёнку нужны отцовские внимания, участия, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досугов. Папа не просто кормилец - он человек, открывающий ребёнку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Чтобы дети, не чувствовали себя ущемлёнными в любви и внимании своих пап, нами был разработан план работы участия пап и детей в совместных мероприятиях, начиная со среднего возраста и до выпуска детей в школу. Каждый год проводили спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”. Проводили общие родительские собрания, темы были разнообразные: “ Воспитан ли ваш ребёнок?”, “Роль отца как воспитателя”, “Трудовое воспитание в семье”, “Авторитет родителей - необходимое условие правильного воспитания детей”.
Приглашали пап на занятия для рассказов и бесед о своей работе, о их увлечениях, хобби. Ходили на экскурсии где работают папы, посетили Цементный завод, Хлебный завод и Пожарную часть. Например, на экскурсии в Пожарную часть детям рассказали о профессии “Пожарный ”, и почему эта профессия трудна и опасна, а также требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Показали детям, как оборудована пожарная машина (есть рация, звуковой сигнал, сигнальные огни, пожарный рукав и механическая лестница). Детям рассказали правила соблюдения пожарной безопасности. Детей попросили назвать свой домашний адрес, имя и фамилию, а также телефонный номер пожарной части. После встречи с пожарными детям было предложено поучаствовать в конкурсе рисунков на тему “Пожарная безопасность”, а в сюжете рисунка передать свои впечатления от встречи. В конце экскурсий обобщили представление о труде взрослых, что любой труд взрослых на пользу нашей страны - почётное и нужное дело. Проводили в старшей и подготовительной группах конкурс «На лучшую поделку из бросового материала”, с обязательным условием - помощь детей в изготовлении поделки пап. Поделки оценивали мамы. Все папы были награждены дипломами, дети призами.
Использовала один из методов активизации родителей анкетирование. Анкеты помогли отцам детей обратить внимание на ту или иную проблемы в воспитании своего ребёнка, задуматься над своим взаимоотношением к нему заострить взгляд на важной проблеме в изучении поведения и деятельности ребёнка в семье и в детском саду.
Организовывали фотовыставку о жизни детей и пап вне детского сада. Вот несколько подписей к фотографиям: “Папа с сыном увлекаются рыбалкой”, “Папа учит меня плавать”, “На даче папе помогаю”, “Машину ремонтирую вместе с папой”, “Папа сказки мне читает”.
В подготовительной группе папа одной девочки организовал поездку в город Якутск. Многие дети были первый раз в цирке, в музее. Ах, сколько, у детей было незабываемых впечатлений!
Совместные мероприятия, беседы, экскурсии научили детей быть наблюдательными, дисциплинированными. Дети узнали много нового о профессиях своих пап, о значимости их труда, умению слушать, рассуждать, высказывать своё мнение, уважительно относится к взрослым.
Не многолетний опыт работы взаимодействия с отцами воспитанников показывает, что такие контакты благоприятно сказываются на развитие детей - растёт авторитет отца в глазах своего ребёнка, укрепляется семья.