Екатерина Ныркова
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д. С. Лихачев
На сегодняшний день нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.
Нравственность: это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки.
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотизм: это любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить приумножить богатство своей Родины.
Нравственно - патриотическое воспитание: взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытии и формировании в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
За последние годы в стране произошли большие перемены. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось отношение людей к Родине.
В итоге, у подрастающего поколения искажены представления о доброте, патриотизме, великодушии. Нередко, сейчас, о родной стране говорят в пренебрежительном тоне, а материальные ценности доминируют над духовными.
Дошкольное детство- важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге "Дом ребенка" в 1915г. писала: " Главное в работе с детьми - воспитание чувств, т. е, динамика от чувств к идеям.
Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Мы должны постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Принципы реализации работы по патриотическому воспитанию.
Для реализации работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
2. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
4. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;
РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД---РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;
СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование любви к родному краю (своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу).
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
3. Формирование духовно-нравственных отношений.
4. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
5. Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям.
6. Формирование чувств собственного достоинства как представителя своего народа.
7. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, другим людям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Особенно актуальным и эффективным методом в нравственно-патриотическом воспитании детей для периода дошкольного возраста является игра, так как в жизни ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Патриотическое воспитание через игровую деятельность является самым результативным и естественным.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед проведением татарской народной игры “Продаем горшки” рассказываем о гончарном искусстве (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; и т. д.) Особенность русских народных игр, в том, что они, имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.
Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.
Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы должны возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами.
Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа.
В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».
Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.
Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу
Сюжетно-ролевая игра: Во-первых: активно способствует воспитанию нравственных чувств старших дошкольников, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни ребёнку ещё недоступны. Л. В. Выгодский писал по этому поводу, что в творческой ролевой игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, он как бы на голову выше самого себя. В игре дети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков, совершенных во имя других людей, Любовь к Родине и стремление её защитить.
Во-вторых: способствует формированию навыков и привычек нравственного поведения. Ребенок поступает в игре нравственно, потому -что взятая на себя роль взрослого побуждает действовать определенным образом. Причем выполнение и осознание правил и норм поведения в игре происходит значительно легче, чем в процессе непосредственных взаимоотношений.
В - третьих: игра - источник формирования социального сознания ребенка. С помощью игры идет действенное освоение знаний о жизни взрослых, событиях, о нормах общественного поведения и т. д.
В - четвертых: игре принадлежит ведущее место в развитии мотивационной сферы ребёнка. Усвоение в игре общественно значимых мотивов деятельности осуществляется благодаря тому, что сюжетом детской игры является главным образом трудовая деятельность взрослых, выполнение моральных обязанностей по отношению к окружающим.
Таким образом в сюжетно - ролевой игре заложены большие потенциальные возможности патриотического воспитания старших
дошкольников.
Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу.
Цикл дидактических игр по родному городу “Расскажи Мишутке о нашем городе”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города, “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Большую ценность в патриотическом воспитании старших дошкольников имеют игры типа: "Экскурсия по городу" (в пожарную часть, в полицию. т. д)" Путешествие по Московской области".
Дидактические игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами успешно используются вышивки, посуда разных мастеров, куклы, матрешки, берестяные изделия.
Настольно - печатные дидактические игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты» С помощью настольно-печатных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, воспитываем у детей дух патриотизма.
Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару, “Кто больше скажет?” (волшебных слов, “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Таким образом, игра не только впитывает в себя знания детей об окружающем, но и является средством уточнения, обогащения, углубления полученных представлений.
Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей, считаю, что через игру должен зародиться в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.
Вывод: Воспитать патриота своей Родины ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Но не следует ждать от детей" взрослых форм" проявления любви к Родине. Если ребенок будет располагать знаниями о названии страны, её географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах доступных дошкольному возрасту.
Литература:
1 Маханева М. Д. "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". Москва 2009г.
2. Л. Е. Никонова "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Минск " " Народная Асвета" 1991г.
3. Зеленова Н. Г. " МЫ живем в России" старшая группа. Москва 2016г.
4. Журнал “Дошкольная педагогика" №4 2012г.