Ткачева Юлия
Консультация «Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса
Законодательное регулирование
Вопросы нормативного регулирования процессов предупреждения ситуаций насилия в отношении несовершеннолетних и реагирования на такие ситуации закреплены в ряде федеральных и региональных актах.
Публикация «Консультация „Нормативно-правовое регулирование агрессии и насилия в отношении участников образовательного процесса“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
На федеральном уровне вопросы обеспечения безопасной среды детства и предупреждения насилия над несовершеннолетними закреплены в следующих нормативно-правовых актах :
• Семейный кодекс Российской Федерации; Указ Президента от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2007 г. № АФ-163/06);
• Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р;
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
• Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
и ряде других. В них обозначен приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.
Реализация постоянной гендерной экспертизы правовых норм, исключающих дискриминацию по полу и возрасту, а также необходимость обеспечения информационной, образовательной и воспитательной работы по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной психологической и физической подготовки по предупреждению возможного насилия, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации».
Правовую базу работы по профилактике жестокого обращения с детьми также составляют: Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которых закреплена необходимость работы по разрешению конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи, а также обозначены направления работы по предупреждению насилия над детьми органов опеки и попечительства.
С целью оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерством образования и науки РФ разработаны рекомендации об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2009 г. № 06-224 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми», в которых обозначено, что «профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого- педагогической помощи населению, центры экстренной психологи- ческой помощи и т. д., специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства».
Согласно действующим федеральным и региональных законодательным актам каждому ребенку гарантируется безопасная среда детства и защита от любых проявлений насилия, в том числе в системе образования.
Телесные наказания в образовательных организациях не допускаются, дисциплинарные меры носят воспитательный и коррекционный характер. Существующие уставы и правила поведения в образовательных организациях, как правило, не допускают насильственных и прочих действий, унижающих достоинство и угрожающих здоровью участников учебно-воспитательного процесса.
Однако, несмотря на законодательное и нормативное регулирование вопросов безопасности и защиты от насилия всех участников учебно-воспитательного процесса, многие из них ежедневно сталкиваются с насильственными действиями различного характера на уроках, переменах, занятиях спортом и других мероприятиях, проводимых как в образовательных организациях, так и за ее пределами
Внутренние документы образовательных организаций (устав, локальные акты, приказы, инструкции) регламентируют учебно-воспитательную деятельность и меры по поддержанию дисциплины и безопасности. Они определяют правила поведения для обучающихся на территории и в помещениях образовательной организации, на уроках и занятиях, запрещают ношение оружия, совершение насильственных действий различного характера и предусматривают санкции за нарушение правил. Правила трудового распорядка для работников образовательной организации запрещают применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Должностные инструкции вменяют в обязанность преподавателям гуманизировать и гармонизировать отношения обучающихся между собой и между обучающимися, их родителями и работниками образовательной организации, защищать права и интересы обучающихся, воспитывать их в духе уважения прав человека.
Однако в этих и других документах образовательных организаций часто отсутствует рабочее определение насилия (его видов и форм проявления) и регламент действий должностных лиц, преподавателей и обучающихся по предупреждению, выявлению, регистрации, разбору случаев насилия, принятию воспитательных и дисциплинарных мер и оказанию помощи всем его участникам (пострадавшим, свидетелям и обидчикам).