ксения дубицкая
Проектная работа по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры «Куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Публикация «Проектная работа по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры „Куклы“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:
принцип доступности изучаемого материала;
принцип историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
принцип «единства эмоция, тело, смысл» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Со временем что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
принцип системности - предполагает системный характер процесса обучения, логическую взаимосвязь этапов. Это отражается в том, что изучив качества объекта, ребенок учится использовать эти свойства в практической деятельности и на основе полученного конкретного результата старается сделать логически обоснованные выводы.
Проект не является компонентом базовой части основной общеобразовательной программы МАДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер социального развития воспитанников.
Реализация проекта «Куклы» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Реализация проекта «Куклы» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание проекта базируется на : русском фольклоре : сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках; народных мелодиях и песнях – образцах духовного богатства; введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.
Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен с опорой на календарь народных праздников и народный календарь изготовления тряпичных народных кукол.
Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого, к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическом возвращении к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
II. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «Куклы».
Тип проекта : долгосрочный.
Срок реализации: ноябрь 2017г. - май 2018г.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети - родители – педагоги.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Материально-технические ресурсы:
• подбор методической и художественной литературы по теме;
• подбор наглядного материала (плакаты, фотографии, картины, энциклопедии, и т. д.);
• дидактические игры
• подбор мультфильмов, аудиотеки, презентаций по теме;
• наличие места для организации мини-музея в группе.
Необходимые условия для реализации проекта :
• заинтересованность родителей и детей;
• методические разработки.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи:
• Познакомить детей с традициями русского народа, историей народной куклы;
• Обогащать знания дошкольников о народных куклах и их видах.
• Учить детей самостоятельному изготовлению кукол;
• Создавать условия для формирования нравственных качеств как
предпосылок воспитания патриотических чувств через изучение культуры своей Родины;
• Знакомить детей с мироустройством и мировосприятием через образ народной куклы;
• Создавать условия для проявления творческой инициативы
• Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.
Методы проекта :
Игровые: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, режиссерские игры;
Словесные: беседа, обсуждение, чтение и рассказывание сказок, былин, рассказов, стихов, загадок, пословиц и т. д. ;
Практические: совместные действия педагога и ребенка;
Наглядные: наблюдение, демонстрация картин, фотографий, презентаций.
Предполагаемые результаты проекта
Дети Родители
• проявляют интерес к народной культуре, традициям русского народа, обрядам и праздникам;
• знают названия традиционных русских кукол, их назначение;
• используют в речи специальные слова, обозначающие детали
• русской одежды и костюма, виды деятельности и орудия производства;
• расширятся представления о русских народных, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
• сформируется умение изготавливать кукол своими руками.
• систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление тряпичной куклы;
• активное участие в выставках совместного творчества, народных праздниках, проводимых в детском саду.
Продукт проекта : Мини-музей «Народные игрушки»
Этапы работы над проектом.
Этапы работы над проектом Формы работы Задачи Срок реализации
1 Этап подготовительный Решение проблемных ситуаций:
Прочитав сказку «Василиса Прекрасная» и рассматривая иллюстрации, было обращено внимание на то, что нет ни одного изображения самой куколки, а ведь она является главным персонажем сказки. Выяснили, что хотели бы узнать о кукле намного больше. Так зародилась идея проекта «Куклы».
Составление плана работы :
• Сбор информации о куклах,
• Беседа и анкетирование родителей
• Информирование родителей о начале проекта Возбудить интерес к исследовательской деятельности, которая поможет найти ответ на вопрос: Как выглядела кукла давным-давно? В какие игры играли с ней наши предки?
Познакомить с историей появления и создания кукол на Руси, с профессиями людей того времени.
Проанализировать отношение родителей к проблеме.
Создать условия и желание у детей к созданию своих собственных куколок.
01.10.2017-15.10.2017
2 этап Вводный
Знакомство детей с народными традициями Осенний народный праздник Покров. Рассказ о том, как лен на Руси выращивали. «Путешествие в прошлое русского села» Покров окончание осенних работ и начало свадеб. Знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками 22.10.2017-30.10.2017
3 этап Практический Совместная деятельность детей и педагога по приобщению детей к народной культуре :
Народные праздники :
«Коляда»
«Масленица»
«Закликание весны»;
Беседы, художественно-творческая, игровая деятельность, деятельность в режимных моментах.
Организация взаимодействия с родителями:
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
«Тряпичные куклы : какие они?»
«Кукла оберег : из прошлого в будущее»
«Как воспитать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа»
Мастер-классы:
«Кукла Берегиня»
Оформление выставки совместных работ. Поиск ответов на поставленные вопросы различными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана мероприятий согласно перспективному планированию по проекту. Данный этап мог реализовываться, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
01.11.2017- 20.04.2018
4 этап Заключительный
Обобщить и закреплять знание обычаев своего народа, видов кукол; воспитание у дошкольников основ музейной культуры,
• Викторина «Игры и игрушки наших бабушек».
• Презентация мини-музея «Народная игрушка»
Дать детям возможность проявить себя и свои знания по теме во время проведения викторины. Воспитывать стойкий интерес к истории и культуре русского народа. Анализ и закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Создание презентации по проекту. 21.04.2018 – 31.05.2018
Система страхования от рисков
№ Вид риска Система страхования
1. Низкая заинтересованность детей и родителей культурой русского народа Использование сюрпризного момента (появление куклы самоделки) в организации деятельности с детьми. Оформление наглядной информации для родителей.
2. Сложность в изготовлении кукол детьми, недостаточно развита моторика рук. Дополнительное создание тренажеров и дидактических игр «Завяжи узелок», «Бантик» «Заплети косу Марфуше» для развития моторики и навыков работы с лентами нитями.
3. Потеря интереса к предлагаемой деятельности Повышение мотивации за счет разнообразия выполняемой работы, привлечения родителей, участия в выставке, организация мастер-класса для родителей
4. Невозможность осуществления индивидуальной работы по созданию игрушек с каждым «неуспевающим» ребенком Создание альбома со схемами изготовления кукол, для работы дома с родителями. Размещение в сети интернет ролика по созданию куклы своими руками с пошаговыми инструкциями и комментариями.
Перспективный план
работы по приобщению детей к народной культуре
на 2017-2018 учебный год
Тема Неделя Цели
Откуда кукла к нам пришла? Октябрь
(2 неделя) «Откуда кукла к нам пришла?»
Цель: зарождение интереса к исследовательской деятельности; формирование представлений о разнообразии народных игрушек.
• Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
• Демонстрация презентации «История Кукол»
Праздник Покров. Октябрь
(4 неделя) «Осенние народные праздники и традиции. Покров»
Цель: Знакомство детей с народным календарём и осенними праздниками.
• Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси.
• Изучение игрушек, определение материалов, из которых они изготовлены
• Рассказ о кукле Десятиручке.
• Заучивание пословиц о семье.
Обучение детей русской народной игре-хороводу «Урожай»
Кукла Кувадка ноябрь
(2 неделя) «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка»
Цель: Обучение понимать логические связи между куклой и традицией. Ознакомление с обрядом Кувады
• Рассматривание образцов кукол.
• Обследование способа изготовления и материалов.
• Заучивание колыбельной песни: "Люли-люли, люленьки"
Праздник Кузьминки ноябрь
(4 неделя) «Осенние народные праздники и традиции. Кузьминки»
Цель: Ознакомление детей с народным календарём и осенними праздниками.
• Беседа о традиционных русских ремеслах.
• Рассказы о русских мастерах и умельцах.
• Знакомство с обрядовой куклой Кузьма и Демьян.
• Рассматривание образцов кукол.
• Заучивание пословиц о труде.
• Народная игра-хоровод : «Мы на луг ходили».
• Ознакомление с армянскими народными играми
Зимние праздники декабрь
(2 неделя «Зимние забавы. Игровые куклы»
Цель: Ознакомление детей игровой куклой «Зайчик на пальчик».
• Рассказы о жизни, занятиях и играх детей на Руси.
• Беседа об игровых куклах.
• Обследование способа изготовления и материалов.
• Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
• Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".
• Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».
Святки декабрь
(4 неделя) «Зимние народные праздники. Игровые куклы»
Цель: Знакомство детей с народным календарём и зимними праздниками. Игра с игровой куклой Полешко.
• Беседа о народных праздниках Святки и Солнцеворот.
• Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
• Рассматривание образцов кукол.
• Обследование способа изготовления и материалов.
• Совместное изготовление куклы Полешко.
• Художественное творчество "Украшение для куклы".
Рождество.
Коляда. январь
(3 неделя) «Куклы Коляда и Коза»
Цель: Расширение представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Коза.
• Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение.
• Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».
• Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».
• Разучивание колядок, слушание народных мелодий.
• Участие в празднике Коляда
Масленица. февраль
(2 неделя) Обереговая кукла Масленица
Цель: Ознакомление с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение.
• Беседа о куклах-оберегах, о назначении куклы Масленица.
• Дидактические игры и упражнения: «Найди пару».
• Обучение хороводной игре "Гори-гори ясно".
• Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях.
• Изготовление совместно с детьми куклы - оберега Масленица.
Масленица. февраль
(4 неделя) «Обрядовая кукла Масленица»
Цель: знакомство с народным праздником Масленица. Изготовление обрядовой куклы Масленицы.
• Беседа об обрядовых куклах. Название и назначение обрядовой куклы Масленицы
• Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка»;
• Слушание народных мелодий : «Коробейники», «Калинка».
• Заучивание русских народных пословиц и поговорок о труде.
• Дидактические игры и упражнения: «Выбери пару», «Составь узор»
Кукла
Веснянка. март
(2 неделя) «Кукла Веснянка»
Цель: приобщение к народным обрядам «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Веснянок.
• Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Веснянка.
• Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
• Слушание народных мелодий «Коробейники», «Калинка».
• Заучивание закличек о весне.
• Дидактические игры и упражнения: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор»
Кукла
Птица -Радость март
(4 неделя) «Кукла Птица-Радость»
Цель: приобщить к народным обрядам «Закликания весны», познакомить с куклой Птица-Радость.
• Беседа о назначении куклы Птица-Радость.
• Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
• Обучение хороводной игре «Веснянка»
• Рассказывание закличек о весне.
• Изготовление детали костюма куклы Птица-Радость (птички)
Кукла Берегиня Апрель
(2 неделя) «Кукла Берегиня»
Цель: Дать понятие об обереговой кукле Берегине и способе её изготовления.
• Беседа о куклах-оберегах.
• Чтение сказки «Матушкина куколка»,
• Показ способа изготовления куклы - столбушки
• Поэтапное изготовление куклы Берегини совместно с детьми.
• Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.
• Хороводная игра: «Веснянка», «Дятел»
• Д/И «Одень куклу», «Сложи узор»
Кукла Долюшка
(На счастье) Апрель
(4 неделя) «Кукла Долюшка- женская кукла»
Цель: Продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.
• Беседа «Доля русской женщины»
• Драматизация сказки «Липонюшка»
• Заучивание потешки «Про солнышко»
• Заучивание русской - народной песни «Во поле берёза стояла»
• Знакомство с женской куклой Долюшка.
май
(2 неделя) Итоговое практическое занятие
Цель: Обобщить и закреплять знание обычаев своего народа, видов кукол; воспитание у дошкольников основ музейной культуры,
• Викторина «Игры и игрушки наших бабушек».
• Презентация мини-музея «Народная игрушка»
В ходе реализации проекта «Куклы» предполагаемые результаты были достигнуты:
• дети проявляют интерес к народной культуре и традициям русского народа;
• дети узнают традиционных русских кукол, могут рассказать об их названиях их назначении;
• дети используют в речи специальные слова, обозначающие детали
русской одежды и костюма, виды деятельности и орудия производства;
• у детей сформировано умение изготавливать кукол своими руками;
• для детей были организованы тематические выставки;
• родители познакомились с рекомендациями по приобщению дошкольников к истокам народной культуры;
• приняли активное участие в выставках совместного творчества, мастер-классах народных праздниках, проводимых в детском саду.