Наталья Пронюшкина
Консультация для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день высокий эмоциональный интеллект признан одной из самых важных способностей человека. Именно он дает человеку возможность быть понятым и успешным в социуме.
Что понимают под эмоциональным интеллектом?
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Какие конкретные эмоциональные навыки важно развить в дошкольном возрасте?
1. Умение выражать чувства - возможность проявлять как позитивные чувства (радость, удовольствие, так и те, которые негативно оцениваются социумом (сердитость, грусть, зависть).
Когда навык не сформирован - ребенок неадекватно выражает чувства.
В дошкольном возрасте именно взрослый озвучивает ребенку, что с ним происходит во время сильного переживания, называя его чувства и помогая ему справиться с ними. Взрослый является образцом для ребенка – то, как он проявляет чувства – становится нормой поведения для ребенка.
2. Умение распознавать чувства другого - способность проявить внимание к другому человеку, умение интуитивно распознать (по тону голоса, положению тела, выражению лица, что он сейчас чувствует, и выразить свое сочувствие.
Когда навык не сформирован - ребенок не обращает внимания на состояние другого человека и ведет себя с ним без учета состояния другого.
Взрослый должен всегда обращать внимание на чувства ребенка, озвучивать их, переживать вместе с ребенком как счастливые моменты, так и трудные для малыша.
3. Умение сочувствовать - умение сострадать и оказывать поддержку другому человеку, когда тот неуспешен.
Когда навык не сформирован - ребенок ведет себя эгоистично и равнодушен к другим, уходит из ситуации, в которой кому-то плохо.
Взрослый своими словами и делами дает ребенку образец, замечая, что ближнему нужна помощь, оказывая эту помощь, делая приятное тому, кому нужна поддержка.
4. Умение управлять своим гневом – способность осознать, что испытываешь гнев, способность остановиться и подумать, дать себе остыть, умение выразить свой гнев другому человеку в социально приемлемой форме или возможность найти другой способ справиться со своим гневом (сделать упражнение, выйти из ситуации).
Когда навык не сформирован - ребенок считается агрессивным, вспыльчивым, импульсивным, конфликтным.
Взрослый сам владеет навыком и учит этому ребенка, он умеет остановиться (сказав себе «стоп» или досчитав до десяти, или находит другой способ, чтобы остыть и подумать; может выразить свои чувства одним из следующих способов:
а) сказать человеку, за что он на него сердится;
б) уйти из ситуации (выйти из комнаты, спрятаться, чтобы там успокоиться).
5. Умение реагировать на гнев другого человека - умение понять, что лучше сделать при встрече с разгневанным человеком (убежать, обратиться за помощью взрослого, спокойно ответить и т. п., способность сохранить спокойствие, чтобы принять верное решение. Способность выслушать человека, спросить, почему он сердится.
Когда навык не сформирован - ребенок рискует получить психическую травму (слишком большое / накопленное чувство беспомощности, не умея защитить себя.
Взрослый учит ребенка как вести себя в ситуации встречи с разгневанным человеком: убежать, если это незнакомый человек или обратиться за защитой к другому взрослому, которого он знает. Показывает пример как можно спокойно ответить разгневанному человеку - выслушать, что хочет сказать человек, не перебивать и не оправдываться. Чтобы оставаться спокойным в это время, можно повторять про себя фразу: «Я могу оставаться спокойным». Выслушав, он спрашивает, почему человек сердится, либо предлагает другому человеку какой-то способ решения проблемы, либо уходит из ситуации, если чувствует, что сам начинает сердиться.
6. Умение справляться со страхами - умение определить, является ли страх реальным или фантастическим; способность понять, каким образом можно остановить страх, к кому можно обратиться за помощью.
Взрослый учит ребенка распознать, есть ли угроза в реальности или она только в книжке, фильме, во сне. Если это фантастический страх, научите ребенка говорить себе, что это страх воображаемый, его всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, телевизор, назначить подушку своим страхом и побить ее. Если это страх реальный, расскажите ребенку, что он всегда может найти защиту у вас, обнять свою любимую игрушку, спеть смелую песню, чтобы не дать страху запугать себя, и сделать то, что собирался.
7. Умение переживать печаль - возможность печалиться, когда потерял что-то хорошее, важное, дорогое сердцу. Дать себе разрешение испытывать печаль и плакать, не считая слезы проявлением слабости. Для детей естественно плакать и печалиться, но некоторые родители вносят в жизнь детей запрет на слезы и не разрешают грустить.
Когда навык не сформирован - ребенок, который не грустит о потерях, становится замкнутым, жестким и озлобленным.
Взрослый позволяет себе грустить и иногда плачет, в тех ситуациях, когда это действительно нужно, например, в ситуации потери близкого человека.
8. Умение выражать благодарность - замечает хорошее отношение к себе со стороны других людей, знаки внимания и помощь. Благодарит их за это.
Когда навык не сформирован - ребенок воспринимает помощь как «само-собой разумеющееся» поведение в отношении него. Не замечает усилий других людей, стесняется или не умеет сказать открыто слова благодарности.
Многие люди не придают значения тому хорошему, что делают для них другие, считая это само собой разумеющимся, или, напротив, испытывая чувство благодарности, стесняются сказать добрые слова. Признание как непосредственная форма выражения благодарности предполагает некоторую меру или даже сдержанность, так как может стать формой манипулирования. Если взрослый умеет благодарить от чистого сердца, этому научается и ребенок.
9. Умение выражать недовольство - понять и мочь сказать, что не нравится. Этот способ самовыражения называется «Я-высказыванием». Схема «Я-высказывания» такова: 1) Сказать, в чем дело; 2) Сказать или показать, что чувствуешь; 3) Объяснить, почему (назвать причины).
Когда навык не сформирован - ребенок либо постоянно уступает, теряя уважение к себе, либо терпит до последнего, а потом отстаивает собственные интересы агрессивным путем.
Взрослый учит ребенка не дожидаться, пока терпение кончится, прямо говорить о своем недовольстве. Дает образец: «Мне не нравится, когда …», при этом важно никого не обвинять. Если ребенка переполняет гнев – научите его выходить в другую комнату, чтобы успокоиться или разрядиться через активные физические действия: а) побить подушку; б) энергично потанцевать; в) сделать что-то еще.
Итак, ответственность взрослого определяется тремя функциями:
1) видеть ребенка в ситуации и по требованию давать ребенку понимание его нужд и чувств (со временем это позволит и самому ребенку лучше начать себя понимать). При этом исходить из того, что хотеть чего-то или чувствовать ребенок имеет полное право; разделить свои чувства с кем-то – означает уже наполовину удовлетворить потребность;
2) объяснять ребенку контексты, т. е. правила, действующие в ситуации («Витя, если ты не даешь Тане покататься на самокате, то ей будет обидно, и скорее всего, она не захочет с тобой поделиться машинкой»). Для этого приходится вступать в конфронтацию с эгоцентрическими мотивами ребенка и тем самым показывать ему необходимость подчиняться условиям бытия («Сегодня дождь, мы не можем гулять в парке», «Таня обижена на тебя, она не хочет с тобой играть, ты не догадываешься, почему?»);
3) быть примером, показывая, как можно было бы решить ту или иную жизненную задачку.
Эти функции требуют от взрослого большого терпения, уважения к личности и истинного интереса к детям, постоянной настроенности на детский мир. Такое отношение и есть отношение безусловного принятия и признания абсолютной ценности личности ребенка.
(консультация составлена на основе научно-методического пособия «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОУ» под редакцией С. В. Кривцовой)