Корниенко Лариса Николаевна
Консультация на тему «Семь компонентов психологической готовности к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: "Семь компонентов психологической готовности к школе"
1. Показатели физической готовности
- Масса тела ребенка – не менее 23 кг.
- Пропорции тела указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста»
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
и может длительно работать в ровном темпе. Проверяется с помощью филиппинского теста школьной зрелости. Попросите ребенка левой рукой дотронуться до правого уха, проведя руку над головой. Рука должна дотронуться до уха.
- У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные (ребенок прошел стадию «детеныша»).
- Наличие фазы полета при беге (безопорное положение тела, обе ноги отрываются от пола) и способность к прыжку и броску (показатели нормального развития крупной моторики, согласованности в работе разных групп мышц).
- Ребенок способен выполнять задания в течение не менее чем 15 минут (усидчивость, чувство времени приближено к чувству времени у взрослого (показа-тель нормального функционирования обмен-ных процессов).
2. Показатели эмоционально- личностной готовности
Ребенок эмоционально устойчив.
- Сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоятельно с ними справиться и не боится их.
- Умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду.
- Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.
3. Показатели социально-психологической готовности
- Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их.
- Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п., сотрудничать.
- Может высказать мнение, показать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации).
- Ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.
- Способен приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, воз-разить, отказаться, запретить что-то делать с собой).
- Имеет опыт самостоятельного решения проблем.
- Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты
4. Показатели волевой готовности
- Ребенок умеет сосредотачиваться на неинтересном деле.
- Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения.
- Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.
- Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.
- Любит и инициирует игры с правилами и ролями.
- Способен выполнить действие или задание по образцу
5. Показатели мотивационной готовности
Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится к ней, учителям, самому себе как будущему ученику.
Воспринимает учение как серьезную деятельность.
Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.
Демонстрирует желание обсуждать со взрос-лым более сложные вопросы, чем быт или игра.
Принимает школьные требования, осознает их обязательность.
Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.
6. Показатели интеллектуальной готовности
Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки.
Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики «Воспроизведение рассказов» Л. И. Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого.
Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существительных.
Достаточный уровень внимания. Можно проверить заданиями типа «Найди отличия» и «Нелепица». Готовый к школе ребенок находит все отличия или нелепицы
Перцептивная зрелость (дифференцированное вос-приятие). Можно проверить
тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке.
Достаточная осведомленность о себе и мире: знает свои Ф. И. О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родите-лей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД.
Примечание. Эти признаки для родителей и вос-питателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог.
7. Показатели речевой готовности
Ребенок правильно произносит все звуки.
Умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки (крыса – кры-ша, крот – грот, бочка – почка).
Умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове.
Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые – желтая, правильно употребляет предлоги.
Имеет словарный запас – не менее 3500 слов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и проч., называть времена года, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребенок, поросенок, теленок).
Владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может ли он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может ли составить рассказ по картинке.
Знает речевой этикет (обращается к взрос-лому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать, ответить).