Лариса Савинова
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья — это ближайшее окружение ребенка, и ее влияние оказывает огромную роль в развитии личности ребенка. К сожалению, современная семья переживает кризис, и многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком. Такие несложные процедуры как: игра с ребенком, чтение ему книги, заучивание стихотворений — помогут предотвратить ранние проявления недоразвития речи и помогут ребенку развиваться правильно и современно.
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослого, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Чтобы ребенок смог получить больше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.
Основной вид деятельности дошкольников, через которую полноценно развивается ребенок это игра. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры и игровые задания для развития речи детей дома.
1. Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. Посчитай. Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
3. Скажи наоборот. Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.
4. Подбери слово. Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас)
5. Большой - маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. Например, ложку- ложечка, стул- стульчик, лисонька, заинька, коровушка.
6. Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это (Репка). Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. Назови, какой. Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?
9. Подбери слово. Например: Птица - перья. Огурец - овощ. Ромашка – цветок.
10. Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!
- Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. - Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.