Алла Еремеева
Роль дидактической игры в системе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Уточнению взаимосвязи игры и обучению способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характера и роли в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм средств обучения детей в детском саду.
Публикация «Роль дидактической игры в системе обучения» размещена в разделах
Своеобразие обучения в детском саду заключается в том, что содержание его не имеет предметного разделения, в основе которого лежит развитии логики науки, система научных знаний по тому или иному предмету. Содержанием обучения в детском саду является расширение общих представлений об окружающей ребенка жизни, наполнение запаса конкретных представлений в процессе восприятия, закрепление воспринятого в памяти, развитие первичных форм мышления.
Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей производственного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико – синтетической деятельности, деятельности воображения, развития любознательности и познавательных интересов. Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношению людей, воспитание уважение к семье, к старшим. В содержании обучения раскрываются нравственные черты человека: доброта, справедливость, честность, любовь к труду и трудолюбию, любовь к Родине. В игре формируется нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявлении инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнение игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнение совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.
Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом.
Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служило формированию его способностей».