Чайковская Наталья Александровна
Консультация «Приобщение дошкольников к традиционной белорусской народной культуре посредством праздников»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 41 г. Лиды»
Консультация для воспитателей первой младшей группы
Тема:
«Приобщение дошкольников к традиционной белорусской народной культуре посредством праздников»
Подготовил музыкальный руководитель: Чайковская Наталья Александровна
Публикация «Консультация „Приобщение дошкольников к традиционной белорусской народной культуре посредством праздников“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Особую роль в приобщении ребёнка к традиционной народной культуре играют народные праздники. При проведении музыкальных развлечений и праздников используются все жанры, формы и элементы фольклора. Почти каждый традиционный народный праздник должен проходить как театрализованное представление, в котором участвуют и дети и взрослые. На каждом празднике важно создать радостную атмосферу. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, покраска яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.) Такое проведение народного праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.
Оптимальным для приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду является проведение сезонных музыкальных развлечений:«Калядкі», «Вячоркі», «Святкі», «Масленица»; в белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне - «Гуканне вясны» (зазывание весны на землю, «Пасха»; летом- праздник летнего солнцестояния «Иван Купала», один из древнейших земледельческих праздников-«Зажинки», «Дожинки».
Традиционные народные праздники основываются на фольклоре, который является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
-знакомит детей с народными традициями и историей белорусского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослым и детьми;
-связан с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, доброте, милосердию и др.
-формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, скороговорки, считалки. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. На музыкальных развлечениях и праздниках дети знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль.
С белорусскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: «Ах,ты, коценька-каток», «Калыханка» бел. нар. песня в обр. М. Красева); «Люлі,люлі,калышу» бел. нар. песня в обр. М. Анцева) «Цяў-цяў» муз. С. Альхімовіч,сл. Ю. Разумовского и др. ; белорусские народные мелодии «Курачка» муз. С. Галкиной,сл. А. Деружинского; «Пеўнік» муз. Е. Ремизовской,сл. И. Мистюка. Эти мелодии просты и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость.
Можно сказать, что знакомство с белорусским фольклором через праздники и музыкальные развлечения развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского
Основной задачей воспитателей является:
-создание условий для активного освоения культуры белорусского народа, сохранения его традиций;
-побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;
-приобщать детей к истокам национальной культуры;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-способствовать развитию у детей лучших черт характера;
-показать детям красоту родного языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;
-знакомить детей с белорусскими народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал народа;
Таким образом, праздник как часть традиционной народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Приобщение к традиционной народной культуре является результатом развития интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений фольклора, формирования представлений о жанрах народной музыки и народных традициях, овладения основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, народной хореографии, игры на музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством.