Денисова Дарья
Консультация «Педагогическое общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое общение в ДОУ - это профессиональное обще-
ние педагога-воспитателя с детьми в дошкольном учрежде-
нии, направленное на формирование благоприятно-
го психологического климата, на психологическую оптимиза-
цию воспитательной и учебной деятельности, на улучше-
ние отношений между воспитателем и детьми, внутри
детского коллектива.
Признаки педагогического общения в дошкольном образова-
тельном учреждении:
• профессиональное общение воспитателя с ребенком
на специальных занятиях и вне их;
Публикация «Консультация „Педагогическое общение“» размещена в разделах
• имеет определенные функции и направлено на создание
благоприятного климата;
• педагогическое общение ориентировано на психологичес-
кую оптимизацию учебно-воспитательного
процесса отношений между воспитателем и детьми,
воспитателей между собой, между детьми внутри групп.
Методы и приемы педагогического общения в ДОУ
В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели
ДОУ используют определенные методы и приемы.
• Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоя-
тельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения,выразительной речи,в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.
• Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.
• В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения : называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче - проявление досады и огорчения.
Классификация межличностного общения
Классификация межличностного общения, предложенная М. И. Станкиным, предлагает пять стилей общения воспитателя с детьми:
• Автократический стиль. Открыта воспитывающая пози-
ция. Собеседник рассматривается в качестве пассивного объекта воздействия. Цель общения – принуждение. Представители такого стиля стремятся к полной централизации управления, единоначалию, к сосредоточе-
нию власти. Автократ недооценивает мнения других и переоценивает свои способности. Отсюда возможны частые конфликты с детьми и родителями. Такие воспита-
тели считают, что им не повезло с воспитанниками.
С детьми они работать не умеют, неуклонно и медленно разрушают коллектив и подавляют творческую активно-
сть.
• Авторитарный стиль. Внешне представители этого сти-
ля приветливы. Они стараются прислушиваться и к детям,
и к родителям, но в итоге все равно поступают по-своему.
Они не уважают ни детей, ни родителей, хотя внешне это никак не проявляется, как правило, добиваются беспрекословного подчинения, не терпят инициативы, ограничивают контакты с коллегами, воспитанниками, руководителями.
• Демократический стиль. Представители данного стиля стремятся сделать воспитанников похожими на себя, они поощряют их творческую активность, считаются с общественным мнением коллектива. Такие воспитатели
не знают и не учитывают индивидуальные особенности
детей. Они претендуют на высокую культуру поведения.
• Либеральный стиль. Представители данного стиля слабо регулируют и контролируют дела коллектива, склонны к попустительству, не требовательны, неизбежно предупредительны, вежливы и не хотят портить с администрацией, родителями воспитанников отношения. Либералы не проявляют особой требовательности,
раздают неоправданную похвалу, редко говорят «нет», постоянно ожидают указаний. Либералы нерешительны, желают жить спокойно и тихо, добродушные, избегают конфликтов и ссор. Либеральный стиль полезен, когда деятельность детей носит индивидуальный творческий характер.
• Интегративный стиль общения. Воспитатели всегда считаются с воспитуемыми, оказывают им самую разнообразную помощь на занятиях, в организации игр. Никогда не подчеркивает своего превосходства, оценивает работу по конечному результату, информирует родителей
о развитии ребенка, о сложившейся ситуации, не допус-
кает слухов, учитывает индивидуальные особенности
детей. Педагоги интегративного типа хорошо знает свое
дело, обладает высоким авторитетом, увлечен работой. В общении тактичен, спокоен, уравновешен. Часто переоценивает воспитанников и недооценивает себя.
Каждая форма воздействия и общения оказывает свое особое воздействие на развитие личности ребенка.
Наиболее продуктивным для дошкольного учреждения являет- ся интегративный общения.
Воспитанники педагога-демократа чаще проявляют стремление к оригинальности, творчеству, коммуникабельности, самостоятельности, нежели их сверстники. У детей наблюдает- ся высокий уровень коммуникативных умений, доброжелательности, обученности, созданы оптимальные усло- вия для формирования позитивных взаимоотношений между детьми.
Авторитарные тенденции у воспитателя вызывают конфликтно- сть в детских отношениях, формируя неблагоприятные условия для гуманных взаимоотношений и нравственного воспитания. Поведение педагогов способствуют недоброжелательности в отношениях между детьми, конфликтности, создавая неблагоприятные условия для формирования гуманных взаимоотношений, нравственного и социального развития дошкольников.