Корниенко Лариса Николаевна
Консультация «Ознакомление дошкольников с окружающим миром с использованием технологий ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного возраста происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастом этапе. Образ мира - это сложная, целостная система знаний и представлений о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В процессе возрастания ребенка образ жизни меняется, пополняется новым содержанием. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, в которой можно выделить три компонента: 1. Познавательные (психические) процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление (наглядно - действенными, наглядно - образными, логическими) и мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение). 2. Информация (включает в себя опыт и достижения, накопленные человеком на пути к познанию мира, всевозможная литература). 3. Отношение (рассматривается, как чувствительно - эмоциональный опыт человек, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на окружающий нас мир). Все компоненты познавательной сферы тесным образом связаны между собой, они дополняют и определяют друг друга. Любая информация, которая доходит до ребенка (во время чтения книг, экскурсий, прогулок) оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем "отношением". Дети познают мир эмоциями. Для них отношение первично, а информация, вторична. У взрослых же все наоборот, мы познаем, мир, узнаем. В старшем дошкольном возрасте необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка уже сформировался первичный, элементарный образ мира, и соответственно отношение к нему. А отношение может быть: 1. Познавательным (мир удивителен, полон тайн и загадок). 2. Бережным (мир тонок и хрупок). 3. Сознательным (мир так прекрасен, я хочу сохранить и приукрасить эту красоту).