Елена Торишняя
Консультация «Как развивать речь у ребенка 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка в 3 года
В 3 года уже практически все дети начинают говорить. В этом возрасте ребенок уже может освоить все звуки языка, за исключением звука Р и шипящих. Речь ребенка 3 лет выглядит пока еще невнятной и непонятной чужим людям из-за того, что кроха еще недостаточно овладел своим речевым аппаратом. Если малыш плохо произносит или не умеет говорить некоторые звуки, не волнуйтесь – в этом возрасте это нормально, и логопед ему не нужен. Но уже стоит сходить на консультацию к стоматологу, который проверит, нет ли у ребенка короткой уздечки или неправильного прикуса, эти дефекты могут существенным образом сказаться на произношении звуков и в будущем.
Публикация «Консультация „Как развивать речь у ребенка 2–3 лет“» размещена в разделах
В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ :
- высказываться предложениями
- правильно употреблять местоимения
- использовать в речи прилагательные, обозначающие размеры, цвет и другие свойства предметов (большой, холодный, красивый, белый и т. п.)
- использовать в речи наречия (тепло, быстро, вкусно, горько, т. п.)
Помните: богатая, чистая и правильная речь ребенка развиваться будет только благодаря общению со взрослыми. Важно, чтобы вы проявляли максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных малышу словах.
Ребенок полностью копирует и имитирует разговор окружающих его взрослых, поэтому не используйте в своей речи слова-паразиты – они быстро перекочуют в речь ребенка. Уменьшительно-ласкательные формы слов также могут сослужить плохую службу, так как произношение их намного сложнее для языка, чем обычная форма слова, применяя их и не имея пока еще возможности правильно их произнести, кроха начинает говорить невнятно, его речь путается и становится непонятной.
Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», это не помогает развитию речи ребенка, скорее, наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет бабушку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
Чтение книг всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Чтение не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Обсуждайте с ребенком просмотренные мультфильмы, прочитанные сказки, бытовые ситуации. Такое общение будет учить кроху логически мыслить, правильно составлять фразы.
Развивайте у ребенка мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом.
-Играйте в «пальчиковые» игры,
-учите застегивать пуговицы, завязывать шнурочки,
-собирайте камешки,
-рисуйте в воздухе, на ладошке или песке,
-позвольте перебирать малышу горох,
-прищипывайте прищепки
-наматывайте нитки и т. д.
Для того чтобы правильно произносить звуки нужно развивать мышцы ротовой полости, для этого используйте в игре с ребенком приемы гимнастики лица и языка. Учите кроху дуть, сплевывать, полоскать рот и горло, слизывать - это не просто навыки, не обходимые в быту, а и развитие мышц рта. Выполнение несложного комплекса артикуляционной гимнастики 2-3 раза в неделю позволит с легкостью усвоить все звуки речи. Упражнения можно выполнятьвместе с любимыми игрушками, можно привлечь других членов семьи, предоставив роль учителя малышу. Приучите ребенка при общении смотреть прямо на говорящего, тогда он перенимает артикуляцию взрослых.